1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 30»(далее МБДОУ №30). 1.2. Настоящее Положение «О взаимодействии с семьями воспитанников» разработано в соответствии со следующими нормативноправовыми актами: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 - Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об утверждении Федеральной программы развития образования" - Устав МБДОУ № 30. 1.3. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия МБДОУ №30 с семьями воспитанников, в том числе с семьями детей с ОВЗ, в МБДОУ №30, определяет формы и методы данной деятельности. 1.4. Мероприятия по реализации целей и задач взаимодействия МБДОУ №30 с семьями воспитанников планируются на основе анализа ожиданий и запросов родительского сообщества, выявляемых в процессе мониторинга качества дошкольного образования (анкетирование, непосредственное общение, родительские собрания) и на основании требований ФГОС ДО. 1.5. В качестве источника данных для оценки эффективности взаимодействия МБДОУ №30 с семьями воспитанников используются: - Социологический опрос; - Результаты анкетирования родительского сообщества и педагогов; - Наблюдения в ходе решения педагогических ситуаций; - Отчеты педагогов и специалистов; - Результаты аналитической и контрольной деятельности. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников и администрации МБДОУ №30, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 1.8. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим Советом и принимаются на его заседании. 2. Цели, задачи и принципы взаимодействия МБДОУ №30 с семьями воспитанников Цель: вовлечение родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития в ДОУ и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, направленных на полноценное, максимально возможное развитие способностей каждого ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, оказание индивидуальной поддержки. Основные задачи: 1. объединить усилия для развития, образования и воспитания детей; 2. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 3. активизировать и обогащать воспитательные умения и психологопедагогические знания родителей (законных представителей); 4. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; 5. оказывать поддержку и индивидуальную помощь в развитии, образовании и воспитании детей в семье. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями): 1. Единый подход к процессу развития, образования и воспитания ребёнка. 2. Открытость МБДОУ № 30 для родительского сообщества. 3. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями). Взаимное доверие во взаимоотношениях. 4. Индивидуальный подход. 5. Сотрудничество. 6. Динамичность - детский сад представляет собой мобильную систему, которая должна оперативно реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей. 3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников Организация взаимодействия МБДОУ №30 с семьями воспитанников осуществляется в трёх основных направлениях. 3.1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями включает в себя следующее: - анализ социального состава родителей (законных представителей); - изучение и анализ ожиданий и запросов родительского сообщества от пребывания ребенка в детском саду; - разработка ежегодного плана работы МБДОУ с семьями воспитанников; - проведение анкетирования, личных бесед для правильного выстраивания работы с родителями (законными представителями), подбора эффективных форм взаимодействия с каждой семьёй; - выявление проблем и организация работы по оказанию помощи семьям в вопросах развития, воспитания и обучения ребёнка; - систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников через организацию семинаров, тренингов, консультаций, изучение и обмена опытом по данной проблеме. 3.2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). В данное направление работы включены следующие мероприятия: - ознакомление родителей (законных представителей) с нормативноправовой базой дошкольного образования; - ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием и методикой образовательно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ, с основной общеобразовательной программой, реализуемой в МБДОУ №30; - психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей); - вовлечение родителей (законных представителей) в образоватльное пространство; - консультации, рекомендации специалистов (старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры); - знакомство с приёмами и методами воспитания, образования и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарахпрактикумах, консультациях и открытых занятиях; - обеспечение родительского сообщества полной и достоверной информацией о системе дошкольного образования в целом и о деятельности МБДОУ №30, в частности, через официальный сайт МБДОУ №30. 3.3. Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Данное направление включает в себя: - выборы и работа родительских комитетов групп и общего родительского комитета ДОУ; -вовлечение родителей (законных представителей) в образовательное пространство и совместную с детьми деятельность (исследовательские проекты, экспериментирование, изготовление фотоальбомов, фоторепортажей и т.д.); - организация и проведение совместных мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии); - участие родителей (законных представителей) в педагогических советах МБДОУ №30, в работе творческих групп. 3.4. Индивидуальная поддержка развития детей в семье: - развитие интересов и потребностей ребенка; - распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; - поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; - выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; - понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. 4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников 4.1. Общие родительские собрания, конференции (1 раза в год). Организуются администрацией МБДОУ №30. На собрания и конференции могут приглашаться специалисты ДОУ и представители иных организаций (специалисты соц. защиты, школы, здравоохранения и т.д.) в соответствии с планом работы МБДОУ №30 и запросом родительского сообщества. 4.2. Групповые родительские собрания (3-4 раза в год). Организуются воспитателями, родительским комитетом. На собрания могут приглашаться специалисты ДОУ, администрация в соответствии с планом работы МБДОУ №30 и запросом родительского сообщества. 4.3. "Круглый стол". По любой теме, актуальной для детей и родителей, с привлечением необходимых специалистов. 4.4. Тематические выставки и конкурсы. 4.5. Соцобследование, мониторинг, анкетирование на различные темы, в том числе по качеству образования и мерах по улучшению работы ДОУ. 4.6. Индивидуальные консультации, рекомендации специалистов по запросу родителей. 4.7. Совместные спортивные и музыкальные праздники, тематические досуги и развлечения, семейные клубы. 4.8. Семейные проекты "Месячник пожилого человека", «День Матери», «Праздник семьи» и др. 4.9. Взаимопознание и взаимоинформирование. 4.10. Дни открытых дверей 4.11. Наглядно-информационные формы организации: фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, информационные проспекты и буклеты для родителей, выпуск газет, организация мини-библиотек, творческие объявления. Решают задачи ознакомления родителей (законных представителей) с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя. 4.12. Индивидуальные педагогические беседы. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей (законных представителей) и воспитателя. 4.13. Совместные детско-родительские исследовательские проекты. 5. Критерии эффективности взаимодействия МБДОУ №30 с семьями воспитанников - Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями (законными представителями) мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей (законных представителей) анализировать собственный опыт и опыт других родителей. - Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. - Проявление у родителей (законных представителей) осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы. - Участие родителей (законных представителей) в семейных конкурсах, праздниках, субботниках, акциях организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родительского сообщества о работе МБДОУ № 30, об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, о качестве образовательных услуг. - Готовность родителей (законных представителей) к диалогу, к партнёрскому взаимодействию. Активное участие в воспитательнообразовательном процессе. - Снижение количества жалоб, претензий к педагогам, администрации МБДОУ № 30. Сокращение числа конфликтных ситуаций. 6. Права и обязанности МБДОУ №30 В обязанности МБДОУ №30 входит: - информировать родителей (законных представителей), общественность и заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о целях и задачах работы МБДОУ № 30, об основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ №30 (Программы); - обеспечить открытость дошкольного образования; - создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей детей и поддержки образовательных инициатив семьи; - поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании и развитии детей, охране и укреплении их здоровья; - создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; - предоставлять родителям (законным представителям) полную, достоверную информацию о состоянии ребёнка в течение дня, о том, как ребёнок провёл день, о его успехах и проблемах; - оказывать максимально возможную особую поддержку семьям «группы риска», детей-инвалидов и детей с ОВЗ; - ориентироваться в своей деятельности, в построении воспитательнообразовательного процесса на потребности семьи, запросы родителей и на возможности и интересы ребёнка. МБДОУ №30 имеет право: - разрабатывать и согласовывать с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут детей с ОВЗ, индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов, индивидуальный коррекционноразвивающий маршрут (в случае необходимости), с целью максимально полного развития способностей ребёнка, в соответствии с его возможностями и потребностями; - проводить оценку индивидуального развития ребёнка, оценку достижений по освоению образовательной программы, с целью корректировки образовательного маршрута; - давать родителям (законным представителям) рекомендации по вопросам развития, обучения и воспитания детей. 7. Права и обязанности родительского сообщества 7.1. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 7.2. Родители (законные представители) могут принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. 7.3. Родители (законные представители) имеют право участвовать в обсуждении локальных актов МБДОУ № 30, касающихся прав и обязанностей детей. 7.4. Родители (законные представители) могут обращаться к заведующему МБДОУ № 30 с предложением о внесении изменений (дополнений) в Устав и локальные акты ДОУ. 7.5. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным - родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. 7.6. Родители (законные представители) имеют право реализации единой программы воспитания, обучении и развития ребенка в ДОУ и семье. 7.7. Родители (законные представители) имеют право на получение полной, достоверной информации о состоянии ребёнка в течение дня, о том, как ребёнок провёл день, о его успехах и проблемах, о реализации индивидуального образовательного маршрута своего ребёнка. 7.8. Родители (законные представители) имеют право вносить предложения руководству и другим органам самоуправления ДОУ и получать информацию о результатах их рассмотрения. 7.9. Обращаться за разъяснениями в учреждения и организации системы образования. Получать достоверную информацию о состоянии образовательной и воспитательной деятельности от руководства ДОУ, других органов самоуправления. 8. Контроль Контроль деятельности педагогического коллектива по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм: - Проведение ежедневного текущего контроля; - Организация тематического контроля; - Проведение оперативного контроля; - Просмотр совместных мероприятий; - Анализ документации; - Анализ результатов анкетирования родительского сообщества. 9. Отчётность и документация 9.1. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты МБДОУ № 30 в начале учебного года представляют результаты проведения социологического опроса старшему воспитателю, который составляет социальный паспорт семей воспитанников МБДОУ № 30, проводит анализ, определяет рекомендации по организации взаимодействия с родительским сообществом и отчитывается по результатам данной работы на итоговом педагогическом Совете МБДОУ №30. 9.2. Воспитатели всех возрастных групп, в том числе групп ведут перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников, предоставляют отчёты по реализации планов по запросу администрации и старшего воспитателя МБДОУ №30. Информация по взаимодействию с семьями фиксируется в планах воспитателей и представляется в информационном стенде для родителей.