Средства обучения и воспитания МБДОУ №30

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей № 30»
623794 Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш
ул. Комсомольская, 14а, тел (34363) 55-1-62
E-mail: zhuravushka30@mail.ru
____________________________________________________________________

Средства обучения и воспитания МБДОУ №30
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом
образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь
компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое
влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей
учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для
достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
 печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради,
раздаточный материал и т.д.);
 электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
 аудиовизуальные (слайды);
 наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски);
 демонстрационные
(гербарии,
муляжи,
макеты,
стенды,
модели
демонстрационные);

спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые
используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют
педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.).
2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники).
3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные
аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные
ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
 учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
 гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции,
сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую
системы восприятия в образовательных целях;
 учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.);
 сотворчество педагога и обучающегося;
 приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям

реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как
совокупность
учебно-методических,
материальных,
дидактических
ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в
оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает
возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению
Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных
областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других
областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской
деятельности (игровая,продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной
литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на
уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям. С более подробной информацией о средствах
обучения и воспитания, используемых в образовательной деятельности учреждения Вы
можете познакомиться, посмотрев документ.
Средства обучения и воспитания
Образовательные
области

Материально-техническое и
учебно-материальное обеспечение

Физическое
развитие

Спортивное оборудование
Пособия по всем разделам физического развития: мячи (большие, средние,
малые, массажные, мягконабивные), мячи ХОП, кегли, обручи, дуги для
подлезания, стойки для прыжков, гимнастические палки, флажки, ленты, доски
ребристые, скамейки гимнастические, атрибуты для проведения сюжетных
подвижных игр, маты, баскетбольные щиты (2 шт), тренажеры на растяжение (2
шт) , пластмассовые горки (2 шт), спортивный комплекс (3 шт.)
- Мягкий модуль тренажер «Пройди – не упади» брус – трапеция 240см.1шт.
- Бруски для перешагивания 20*10*5 дерево-10 шт.
- Гантели (комплект 2 шт.)-25 шт.
- Доска наклонная с гладкой поверхностью 2000*3000мм-1шт.
- Доска ребристая-2 шт.
- Коврик «Олимпик» 180*55*0,8см-13 шт.
- Кольцо Д-13 см. (пластик)-25 шт.
- Игра 2 в 1 «Кольцеброс» и «Поймай шарик»-2 шт.
- Конус с отверстием для флажка-7 шт.
- Флажок для конуса 53 см.-7 шт.
- Кубики для ОРУ 6*6 (пластик)-50 шт.
- Мешочек для метания 200 гр. 15*10-10 шт.
- Мешочек для равновесия 400 гр. 20*20-4 шт.
- Мяч-попрыгун с рожками «Счастливые улыбки» Д-55 см.420 гр.-10 шт.
- Мяч Д-125мм. С полосой-24 шт.
- Мяч с полосой Д-200мм-12 шт.
- Насос универсальный для мячей 2 насадки 35 см.-1 шт.
- Обруч Д-70 см.-10 шт.
- Мячик массажный Д-10 см. 22 гр.-30 шт.
- Палка гимнастическая 70 см.-25 шт.
- Сенсорная тропа «Змейка – шагайка» 7 кружков-2 шт.
- Дуги для подлезания (набор) «Радуга» 4 штуки 54*74*25; 48*53*25;
44*53*25; 38*42*25. Фанера 12 мм. 1 набор
- Стойка для прыжков
- Скамейка гимнастическая-2 шт.
- Мат-1 шт.
- Тренажеры на растяжение-2 шт.
- Тренажеры «Мини-твист»-2 шт.
- Пластмассовая горка-2 шт.
- Спортивный комплекс-3 шт.
Оборудование для спортивных игр и упражнений
- Бадминтон (набор 4 предмета)-13 наборов
- Набор игровой «Городки» (18 элементов)-5 наборов
- Клюшка хоккейная-10 шт.
- Баскетбольный щит-2 шт.
- Ворота футбольные-2 шт.
- Мяч футбольный-2 шт.
- Набор для игры в настольный теннис (теннисные ракетки –2 шт.,
теннисные мячи – 3 шт.)-10 наборов
- Самокат стальной ОТ-015 два колеса цвет зеленый-2 шт.
- Лыжи детские (размеры от 105 до 115 см.) с палками-20 пар
- Лыжи взрослые (пластиковые на ботинках) с палками-1 пара

Альбомы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», домашние (дикие)
животные. Альбомы с природой России, Урала. Разнообразный
природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки и
т.д.). Иллюстрации, репродукции животных, природы в разное время
года В.Сутеева, Е. Чарушина. Наличие комнатных растений. Растения,
требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей (отбор по
принципу: лучше меньше, да лучше). Уголок природы, центр детского
экспериментирования.
Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки,
палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д. Огород на
подоконнике. Схемы способов ухода за растениями. Подборка
литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей.
СоциальноФотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с
коммуникативное семейными фотографиями детей группы в разное время года. Цветная
развитие
и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, наклейки, ткани,
нитки. Ножницы с тупым концом. Художественная литература.
Иллюстрации «Профессии», «Инструменты». Грузовые, легковые
автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для
кукол).
Набор демонстрационных картин: «Правила дорожного
движения», «Пути и средства сообщения».
Набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности».
Набор предметных карточек «Транспорт».
Наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки
безопасности».
Набор предметных карточек: «Профессии», «Символика»
Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
Наборы игрушечной посуды.
Наборы парикмахера.
Наборы медицинских игровых принадлежностей.
Игровой модуль «Кухня».
Игровой модуль «Парикмахерская».
Оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки,
палочки, лейки пластмассовые детские).
Природный материал и бросовый материал для ручного труда.
Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть», «Государственные
символы России» и др.
Набор предметных карточек: «Инструменты», «Посуда», «Одежда» и
др.
Книги, энциклопедии, тематические книги.

Познавательное
развитие

Дидактические игры по познавательному развитию. Материалы
и оборудование для детского экспериментирования с водой, песком,
глиной. Природный материал: шишки, косточки, ракушки, семена
клёна. Модели, схемы. Дидактические игры по речевому развитию (по
звукопроизношению, лексике и др.). Иллюстрации к скороговоркам,
поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям. Картинкипутаницы, картинки-загадки. Пиктограммы. Наборы разрезных
картинок на 4-8 частей. Художественная и познавательна литература.
Дидактические игры по познавательному развитию. Картинкипутаницы,
картинки-загадки,
картинки-перевертыши.
Копилка
(«Подарки осени, весны, зимы, лета»). Настольно-печатные,
дидактические игры природоведческого содержания. Природный
материал. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за
растениями, животными. Литература природоведческого содержания
(по изучаемой и изученной теме). Книги и иллюстрации о сезонных
изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние,
их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных, природе (Маршак,
Барто и т.д.). Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде
взрослых и детей. Фотоальбомы с фотографиями природы в разное
время года, с семейными фотографиями детей группы в разное время
года. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря,
шум дождя, пение птиц, голоса животных и т.д.). Цифры на кубиках.
Книги по математике о числах первого десятка. Числовой фриз. Счёты.
Настольно-печатные игры математического содержания.
Коллективная аппликация «Город цветных человечков (жёлтый,
синий, красный, белый, чёрный)». «Домашние и дикие животные».
«Транспорт», «Овощи и фрукты» и др. Дидактические игрушки:
пирамидки, цилиндры, формы — вкладыши, матрёшки. Звучащие
игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под
фотопленки, киндер-сюрпризов и т.д. с различными наполнителями –
горохом, фасолью, пшеном и пр.). Книжки – раскладушки «Узнай по
голосу» или крупные предметные картинки с изображениями
животных и птиц. Книжки-раскладушки «Что это?» или крупные
предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и
предметов. Лото «Цвета» с простыми картинками и изображениями
геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета
(красный, желтый, зеленый, синий), лото «Цветной фон». Рамки–
вкладыши для раскладывания предметов по размеру. Игра «Раскрась
картинку» (закрашивание изображения определенным цветом).

Комплект геометрических фигур разных размеров, окрашенных в
основные цвета. Предметы и изображения предметов различной
геометрической формы, геометрические вкладыши. Объемные
геометрические формы (кубы, шары разного размера и основных
цветов). Трафареты-обводки (геометрические фигуры). Разнообразный
счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы,
природный материал), счетные палочки. Счетный материал (игрушки,
мелкие предметы, природный материал, предметные картинки).
Комплекты цифр и наборы геометрических фигур для магнитной
доски. Логико-математические игры типа «Сложи узор»,
«Геометрический паровозик», «Геометрическая мозаика» «Кубики для
всех», «Сложи квадрат», «Соты», «Крестики», «Найди пару», «Составь
картинку», «Найди и назови», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюхплюх» и др. Предметные картинки с изображением разного количества
предметов, игрушек, животных, разного размера, цвета и т.д. Стихи,
рассказы, сказки, в которых присутствуют числа. Иллюстрации и
картинки по времена года, частям суток. Книги, иллюстрации с
изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток и
время года. Разрезные картинки. Картинки-задания типа «Найди
отличие», «Чем похожи». Бросовый материал: чурбачки, цилиндры,
кубики, брусочки. Всевозможные конструкторы: деревянный,
металлический.
Пластмассовые и металлические конструкторы. Строительный
материал крупный и мелкий. Мягкие модули. Всевозможные
конструкторы: деревянный, пластмассовый, металлический. Образцы.
Мелкие игрушки. Наборы строителя разного цвета и размера (большой,
маленький). Деревянный строитель с объемными геометрическими
телами (цилиндры, призмы и т.д.). Строительный конструктор с
блоками крупного, среднего и мелкого размера. Нетрадиционный
строительный материал. Небольшие игрушки для обыгрывания
построек. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных
материалов. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Портреты писателей. Подбор художественной литературы по
жанрам. Книжный уголок: книжки-малышки, сказки, песенки,
потешки, загадки, считалки; рассказы в картинках, книги писателей и
поэтов. Портреты писателей. Подбор художественной литературы по
жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому)
плану.
Дидактические
игры.
Иллюстрации.
Произведения
художественной
литературы
по
программе.
Познавательная
литература. Любимые книжки детей. Книжки-игрушки.
Книжки-картинки. Отдельные картинки с изображением предметов и
несложных сюжетов. Энциклопедии типа «Что такое? Кто такой?». 2
Речевое развитие
постоянно сменяемых детских журнала. Книжки малышки с
произведениями малых фольклорных форм. Книжки-раскраски по
изучаемым темам. Книжки – самоделки. Аудиокассеты с записью
литературных произведений по программе и любимых детьми
произведений. Открытки, иллюстрации с изображениями сюжетов из
любимых сказок художников.
Пособия для развития мелкой моторики рук. Пособия на поддувание.
Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению,
лексике, грамматическому строю; развитию связной речи). Подбор
дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о

человеке, о предметном мире. Иллюстрации к скороговоркам,
поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям. Подбор книг, игр,
иллюстраций о видовых и родовых понятиях, об общественных
праздниках. Наличие разнообразных пособий на выработку
правильной воздушной струи. Различные виды театров: настольный,
фланелеграф, театр варежек, пальчиковый театр и др. Игры типа
«Чудесный мешочек», тактильные дощечки, пособия для развития
слухового внимания (наполнены разными крупами, орехами и т.д.).
Картотека пальчиковых игр. Театр на прищепках. Игры для развития
мелкой и крупной моторики. Игры для развития дыхания,
артикуляционного
аппарата.
Массажные
мячики,
щетки.
Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений
(плоскостные фигурки животных с различными поверхностями –
меховой, бархатной и т.д., «Тактильные кубики», «тактильные
коврики» и т.д.). «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными
игрушками или пластиковыми фигурками животных. Дидактические
игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы (на 10 – 15 элементов),
шнуровки и вкладыши с изображением различных животных и их
детенышей, предметов и игрушек разного цвета и размера.

Наличие демонстрационного материала по ознакомлению детей
с разными видами и жанрами искусства, народно-декоративного и
прикладного творчества. Наличие образцов рисования, лепки,
вырезания. Детские рисунки. Мольберт. Тематические выставки всей
группы, коллективные панно. Наличие картин для оформления
интерьера группы. Наличие образцов (игрушки, бытовые предметы,
предметы народных промыслов). Использование детских работ
(рисунков, аппликации, конструирование из бумаги, природного и
бросового материала) в оформлении интерьера группы. Материалы и
инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда:
краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра. Бумага разных
размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволока, клей,
ножницы. Познавательная и художественная литература. Обводки,
трафареты с предметным изображением, геометрическими фигурами.
Художественно Раскраски с разным количеством предметов животных - один –
эстетическое
много, длинный – короткий и т.д. Материал для нетрадиционного
развитие
рисования разной формы и размера (круглые печатки, квадратные
штампы и т.д.). Основы для свободного рисования разной формы:
круги, квадраты, треугольники. Восковые и акварельные мелки,
цветной мел. Фломастеры. Гуашевые краски и кисти. Цветные
карандаши. Пластилин. Палочки, стеки, клише, поролон, печатки,
трафареты и обводки по лексическим темам. Рулон обоев для
коллективного рисования. Раскраски. Образцы декоративноприкладного искусства (по возрасту и по программе), иллюстрации и
альбомы по данной теме для рассматривания
Ширма для проведения спектаклей. Театральная костюмерная.
Различные виды театров: настольный би-ба-бо, театр варежек,
пальчиковый театр и др. Иллюстрации к песням. Музыкально –
дидактические игры. Озвученные игрушки с разным принципом
звучания, самодельные «шумелки». Портреты композиторов. Детские
музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Шумелки.

Портреты композиторов. Иллюстрации к песням, произведениям
композиторов, музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактические игры. Художественная литература.
Барабаны. Ложки. Бубен. Колокольчики. Металлофон. Пианино
детское. Игрушки-самоделки (неозвученные): гармошка, балалайка.
Музыкальный волчок. Музыкальный молоточек. Органчики.
Музыкальный центр, CD-диски (песенки, музыкальные сказки,
программный материал, «голоса природы»). Лесенка из 3-х ступенек.
Звуковая книжка (звуковые картинки). Дидактические игры и
упражнения типа: «Музыкальное окошко», «Чудесный мешочек»,
«Солнышко и дождик», «Музыкальный телефон», «Угадай-ка».

Техническое
оснащение групп

Телевизор цветной Elenberg-1
Телевизор цветной VESTEL-1
Телевизор TOSHIBA 32DL833R Экран жидкокристаллический
(разрешение 1366х768, диагональ 32 дюйма), встроенный DVD-плеер
(форматы: DivX, MKV, MPEG1, MPEG2, MP3,
WMA, JPEG) -1
Интерактивная доска (в комплекте проектор, ноутбук)-3
Ноутбук Lenovo (Intel inside)-1
Плеер BBK DVP 159SI (DVD\ VCD\MP3\MPEG4\PLAYER USB)-2
DVD-плеер Elenberg-1
DVD-плеер HYUNDAI-1
Графопроектор-1
Лампа Чижевского «Ракушка»-1
Лампа Чижевского дизайнерская «Цветы в вазе»-4
Соляной ионизатор воздуха-1
Бактерицидная лампа-4
Сенсорная дорожка для массажа стоп ног «Здоровье»-6
Наборы мягких модулей (крупные)-4
Сухой бассейн-1
Диапроектор «Свитязь»-3
Конструктор «Томик» (набор)-10
Носители информации СD: «Организация работы в летний период»,
«Организация медицинского обслуживания», Санитарноэпидемиологические требования в дошкольных организациях/САнПин,
Сенсорное развитие детей. Цвет.Форма. ФГОС ДО.
Индивидуальный методический маршрут воспитателя ФГОС.ДО.
Локальные акты и должностные инструкции работников
ДОО. Шаблоны приказов+CD/ 885д ФГОС ДО.
Организация питания в ДОО в соответствии с новым СанПиН
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы ДОО
«Взаимодействия с родителями».
Тематические презентации.
Цифровые музыкальные аудиозаписи.


Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».