Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей № 30»
623794 Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш
ул. Комсомольская, 14а, тел (34363) 55-1-62
E-mail: zhuravushka30@mail.ru
_________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
Решением
Совета Учреждения
Протокол № 3 от 20.06.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБДОУ № 30
от 20.06.2024 № 37-д
Заведующий
____________Е.А. Федулова
ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому направлению развития детей № 30»
2024 г.
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи Муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому направлению развития детей № 30» (далее - Положение)
регламентирует
деятельность
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность (далее - Организация), в части оказания логопедической помощи
обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в
том числе адаптированных).
1.2. Настоящее Положение о логопедическом пункте в ДОУ № 30 (далее - Положение)
разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020
№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Уставом МБДОУ №30 (утвержден
Приказом Управления образования
Артемовского городского округа от 16.06.2023г. № 247);
Основной общеобразовательной программой – образовательная программа
дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому направлению развития детей № 30»;
Положением
о психолого-педагогическом
консилиуме
Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №30».
1.3. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2
2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией в рамках сетевой формы
реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация
согласно приложению 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом
Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи: срок хранения
документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической
помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12
указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25
таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании согласия родителей (законных
представителей) на логопедическое сопровождение ребенка, хранящееся в личном деле
обучающегося (приложения N 2 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (Приложение № 4 ) обучающегося, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду.
После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
3
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк ,
согласуется с ППк МБДОУ № 30 и утверждается заведующим ОО.
Комплектование осуществляется на основании заключений следующего характера:
- ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
- ФНР (фонематическое нарушение речи);
- ФФНР (фонетико - фонематическое нарушение речи);
- ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с различной клинической
обусловленностью: дислалией, дизартрией, алалией, ринолалией при отсутствии на
территории специализированных учреждений для детей с речевой патологией. В этом
случае учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия производится в течение всего
учебного года.
Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от тяжести речевых
нарушений, от индивидуально-личностных особенностей ребенка, от условий воспитания.
Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка. На освободившиеся места могут зачисляться дети младших возрастных групп.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Организации.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям ( Приложение № 5)
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается
в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Организации, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно
действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового
консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих
работников Организации; информационных стендов.
4
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных
актов Организации.
При наличии у ребенка 3 -7 лет сложных нарушений речи (ОНР I, II, III уровня р. р.
с клиническими диагнозами: ринолалия, дизартрия, алалия), учитель – логопед дает
родителям (законным представителям) рекомендации о необходимости проведения
комплексного обследования специалистами областного центра патологии речи и (или)
ТПМПК для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых
нарушений и определении АОП.
При отказе проведения своему ребенку комплексного обследования, родители
(законные представители) пишут отказ на имя заведующего ОО (Приложение № 3).
3.2. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении
коррекционных
занятий
с
учителем-логопедом),
определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.5 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
5
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной Организацией.
4. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного
процесса
Участниками
коррекционно-образовательного
процесса являются: ребенок,
родители (законные
представители), учитель-логопед, воспитатель, администрация
Учреждения.
4.1. Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции
ООН о
правах ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО.
4.2. Родители (законные
представители)
создают
в
семье
условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
Взаимодействуют
с
педагогическими работниками по преодолению
речевых
нарушений
ребенка,
выполняют рекомендации учителя-логопеда, посещают консультации и практикумы.
4.3. Воспитатели:
4.3.1. Участвуют по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии, с учетом возрастных и психофизиологических
особенностей детей,
зачисленных на логопедический пункт.
4.3.2. Осуществляют контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе
автоматизации у детей, зачисленных на
логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в
течение дня.
4.3.3.
Взаимодействуют
с
учителем-логопедом,
родителями
(законными
представителями) МБДОУ по вопросам освоения образовательной программы детей,
зачисленных на логопедический пункт.
4.4. Учитель-логопед:
4.4.1.Оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ, родителям (законным
представителям) детей в определении причин нарушений речи и дает рекомендации по
их преодолению;
4.4.2. Несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с
первичной речевой патологией и за комплектованием групп;
4.4.3. Проводит занятия с дошкольниками по исправлению различных нарушений
устной речи; в ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению
трудностей в усвоении программного содержания по родному языку, обусловленных
первичным речевым дефектом;
4.4.4. Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам усвоения
общеобразовательных программ;
4.4.5. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, медицинским персоналом,
членами ПМП консилиума;
4.4.6. Участвует в работе методических объединений учителей - логопедов;
4.4.7. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующему законодательству.
4.5. Администрация Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с
детьми коррекционно-педагогической работы: наполняет логопедический кабинет
специальным оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики
коррекционной работы.
6
Приложение N 1
к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 30
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение N 2
к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 30
Согласие родителей (законных представителей) на логопедическое сопровождение ребенка
Я ___________________________________________________________________________,
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
являясь родителем (законным представителем) _____________________________________
_____________________________________________________________________________,
Ф.И.О., дата рождения ребенка
обучающегося в в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению
развития детей № 30» (далее – МБДОУ № 30), даю согласие на его (ее)
логопедическое
сопровождение.
С содержанием логопедического сопровождения ознакомлен (-а).
Логопедическое сопровождение ребенка включает:
- диагностику уровня речевого развития ребенка учителем-логопедом;
- индивидуальные занятия учителя - логопеда с ребенком (старший дошкольный возраст) по
коррекции речи ребенка.
Настоящее согласие дано мной « »
20
г. и действует на время пребывания
моего ребенка в МБДОУ № 30.
Оставляю за собой право отозвать свое согласие через заявление на имя заведующего
МБДОУ № 30.
Подпись ________________________
7
Приложение N 3
к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 30
Заведующему МБДОУ № 30
Федуловой Е. А.
от _____________________
ФИО родителя
(законного представителя)
заявление.
Я ________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
(ФИО, дата (дд.мм.гг.) рождения)
отказываюсь от комплексного психолого-медико-педагогического обследования моего
ребенка на ТПМПК
в связи с __________________________________________________________
__________________________________________________________________
С диагнозом ребёнка ознакомлен(а). О последствиях принятого решения предупрежден(а)
«_____» ___________20____г.
Подпись____________________
8
Приложение N 4
к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 30
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи
с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие
частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования
осуществляющей образовательную деятельность:
ребенка
в
организации,
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.
9
(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных (оплачиваемых родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
10
Приложение N 5
к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 30
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими
трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителялогопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
учебными
пособиями,
индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При
оснащении
сенсомоторной
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
обучающихся.
11