О том, как рассказывать детям о войне (консультация для родителей)

01.01.2017

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать и культивировать. Без помощи взрослых ребенок не может выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.

Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. Поэтому следует, уделить особое внимание на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.

Рассказывая детям о войне, не стоит использовать в речи слова: «убивать», лучше сказать, что наши деды и прадеды должны были защищать страну и своих детей. Конечно же, нужно рассказывать о погибших людях, чтобы передать трагедию, но так, чтобы не напугать детей.

Нужно подчеркнуть, что войну начинают правители, а люди, живущие во враждующих странах, вынуждены нападать или защищаться. Можно сказать о том, что Гитлер был очень жестоким и хотел завоевать весь мир. Поэтому он собрал воинов и напал на нашу большую страну. Можно использовать слова «враги», «фашисты». Старайтесь донести ребенку главную мысль: война это плохо, и страшно. Война тяжела для всех, и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается.

Если ребёнок вдруг заплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк, это не страшно. Такие эмоции не повредят нервную систему ребенка, они станут началом зарождающихся патриотических чувств.

А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свою интуицию и знание особенностей собственного ребенка. Как правило, первый раз в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми. Но главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Какие же найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? В беседе с маленькими детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Наша задача – мягко объяснить ребенку суть войны, не вдаваясь в подробности.

Расскажите об известных и значимых событиях войны. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты окружили город, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать, им выдавали по маленькому кусочку хлебушка.

Важно донести до ребенка радость победы и великие подвиги наших людей. Говорите о том, что люди защищали страну не жалея себя, для того, чтобы мы могли жить в мире. Искренне говорите о том, что вы очень благодарны нашим дедушкам и бабушкам за их подвиг.

То, как рассказывать о подвигах и победах, зависит от возраста ребенка. Младшим дошкольникам можно показать картинки о войне, об армии, детям среднего и старшего дошкольного возраста можно прочесть детские рассказы и стихи о войне.

Почитайте произведения о героизме и о Великой Отечественной войне: «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А. Гайдара, рассказы «Твои защитники», «Главное войско» Л. Кассиля, «Девочка из города» Л. Воронковой, рассказы «Мешок овсянки» А. Митяева, «Рассказ танкиста» А.Твардовского, «Похождения жука-носорога» К. Паустовского, «Служу Советскому Союзу» С. Михалкова и др.

Выучите с ребенком стихотворение о героях, о войне и Победе. Например: Е. Благинина «Шинель», А. Безыменский «Война», Н. Найденова «Пусть будет мир», О. Высотская «Салют», М. Карем «Мирная считалка», Т. Белозеров «День Победы», В. Фетисов «Памятник славы», В. Берестов «Мир», Н. Томилина «День Победы».

Разучите с детьми пословицы и поговорки военной тематики:

-«Береги землю родимую, как мать любимую»,

-«Герой – за Родину горой»,

-«Мир строит, а война разрушает

-«Друг за друга стой - и выиграешь бой».Хочу такой сайт

-«Родина-мать - умей ее защищать»

-«Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет».

Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы, посвященные военной тематике: «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Солдатская сказка», «Партизанская снегурочка».

Посмотрите вместе с ребенком военный парад, концерт военной песни.

Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Рассказы очевидцев производят совсем другое впечатление.

Рассказать детям о Великой Отечественной войне вам помогут книги Т. А. Шорыгиной «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны», «Беседы о Великой Отечественной войне».

Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого: мемориалы, памятники, Вечный огонь и т. п. Возложите цветы, расскажите, что Вечный огонь всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье. Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их памяти и подвига.

Литература:

1. Гриценко З. « Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста» - журнал « Дошкольное воспитание» № 1, 2015

2. Романова О.Ю., Головина Е.Э., Блинова ТМ. Проектная деятельность « Боевая слава нашего народа» - журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №6, 2014

3. Максакова Е. Ф. « Такой простой и сложный праздник…» - журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5, 2014

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».