01.01.2017
Игра «Ловилки» для детей до 4 лет.
Цель: сосредоточение на кинестетических ощущениях, развитие мелкой моторики рук, установление эмоционального контакта между ребенком и взрослым, создание положительного эмоционального настроя.
Игра может быть использована в ситуациях ожидания и любых других, когда надо занять или отвлечь маленького ребенка, например, в транспорте, в очереди к врачу. Эта игра очень нравится маленьким детям!
Ребенок раскрывает ладошку. Взрослый опускает ребенку на ладошку указательный палец, ребенок должен его поймать, сжав ладонь. Затем участники меняются ролями.
Игра "Жучки и ветерок".
Цели игры: снятие психо-эмоционального и мышечного напряжения. Может быть использована в период адаптации детей к детскому саду. Вызывает у детей положительные эмоции.
Ход игры: Дети ползают по ковру, изображая жучков. Когда взрослый говорит: "Ветерок" - жучки ложатся на спинку и начинают двигать руками и ногами, показывая, что не могут перевернуться. Затем взрослый говорит детям, что жучки - молодцы и все-таки смогла перевернуться на лапки и могут ползать дальше. Игра повторяется несколько раз.
Телесно-ориентированная игра «Ласковый мелок».
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Ход игры: Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
Игра для детей до 3-х лет «Где спрятался зайчик?»
Игру можно проводить с любой мягкой игрушкой, например, зайчиком. Цель игры: развитие внимания.
Ребенок закрывает глаза, взрослый в это время прячет игрушку в комнате. Затем ребенок должен ее найти. В начале прятать игрушку нужно на видном месте, затем среди других игрушек и в тех местах, где ее не видно.
Игра «День и ночь».
Цель: коррекция импульсивности.
Когда взрослый говорит: «День» - дети играют, бегаю, делают что хотят. Когда взрослый говорит: «Ночь» - дети ложатся на ковер и отдыхают. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Скульптура".
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения. Игра может быть использованна в ходе коррукционной работы с тревожными детьми.
Ход игры: Дети делятся на пары. Один из них -скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
Игра "В осеннем лесу".
Цель игры: развитие мышления, воображения, речи.
Количество участников 3-7. Игра предназначена для детей от 5 лет.
Перед началом игры с детьми проводится беседа о том, как выглядит осенний лес, какими стали деревья, как животные готовятся к холодам и т.п. Затем взрослый предлагает детям задать друг другу вопросы про осенний лес, сначала используя одно прилагательное: «Кто/что в осеннем лесу …?» (например, быстрый, мокрый, старое, веселый), затем два (например: «Что в осеннем лесу высокое и могучее?»), затем три («Кто в осеннем лесу мокрый, холодный, маленький?»). Задавая вопросы, дети могут кидать друг другу мяч или передавать маленький предмет.
Игра «Слон, жираф и крокодил».
Цель: развитие внимания, преодоление импульсивности. Игра может быть использована в коррекционной работе с гиперактивными детьми.
Правила:
Когда ведущий говорит: «слон», все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона. Когда ведущий говорит: «крокодил», все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила. Когда ведущий говорит: «жираф», все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры ведущий называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.
Игра «Море и небо».
Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек.
Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море. После чего дети изображают:
1) с помощью рук - море (волны, штиль, шторм);
2) с помощью лица и ладошек - небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки).
Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.
Игра «Назови ласковым именем».
Игра формирует у детей доброжелательное отношение друг к другу. Может быть использована в работе с тревожными, застенчивыми детьми.
Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок - ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.
Желательно, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего.
Этюд «Звезды».
Цель: расслабление, снятие мышечного напряжения. Этюд можно использовать в коррекционной работе с гиперактивными детьми.
Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Широко расставляют руки и ноги, и представляют, что они звездочки. Психолог произносит терапевтический текст: «Дышим ровно и спокойно, представляем, что наши ручки и ножки – это лучики, наполненные легким светом. Мы маленькие звездочки. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всех, нам спокойно и легко и т.п.».
Этюд « Бабочки».
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение детей навыкам ауторелаксации. Этюд желательно проводить в группе из не более чем 5 детей.
Психолог предлагает детям превратиться в бабочек (можно при этом коснуться каждого ребенка волшебной палочкой). Затем под спокойную расслабляющую музыку дети начинают "порхать" по комнате. Психолог сопровождает этюд терапевтическим текстом: «Мы с вами легкие бабочки, летаем по небу. Теплый ласковый ветерок тихонько поднимает нас и уносит. Сядем, закроем глаза и почувствуем, как ветерок ласково дует нам в лицо. Легонько коснемся своими пальчиками лба, щек. Почувствуем нежный ветерок. Глубоко вдохнем и выдохнем, также как ветерок. Дышим глубоко и ровно. Теплое солнышко ласкает нас своими лучиками - улыбнемся ему и откроем глаза. Покружимся по комнате и присядем обратно на коврик. Мы легкие разноцветные бабочки. Наши крылышки переливаются на солнышке. Нам легко, мы как пушинки. Потянемся высоко - высоко, и превратимся обратно в мальчиков и девочек». Психолог подходит к каждому ребенку, гладит его по голове (или прикасается к нему волшебной палочкой), превращая в мальчика или девочку.
Этюд «Обнималки».
Цель: снятие мышечных зажимов. Этюд может быть использован в работе с тревожными детьми.
Психолог говорит детям: «Представьте, что вы обнимаете огромного слона, бегемотика, поросенка». Дети изображают «обнималки» широко расставив руки. Затем психолог предлагает детям погладить котенка, щенка, и аккуратно взять в ладошки хомячка. Заканчивается этюд обниманием себя и других детей.
Зажим
Упражнение служит для снятие психофизиологических "зажимов" и формирования приемов релаксации состояния.
Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.
Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.
Тренинговое упражнение «… зато ты».
Цель упражнения – создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
На задание уходит приблизительно 40 минут, если группа состоит из 12 человек, так что у вас должно быть достаточно времени для его проведения, если вы оставляете его на самый конец тренинга.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход занятия. Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.
Этюд «Мы растем».
Цель: создание положительного эмоционального состояния у детей, развитие крупной моторики. Этюд предназначен для детей от 2-х лет.
Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог предлагает им присесть на корточки и показать, какими они были маленькими, когда только родились. Затем дети начинают медленно подниматься, показывая, как они росли. Психолог гладит детей по голове. Предлагает им встать на носочки, поднять вверх руки и показать, какими высокими они вырастут. Каждого ребенка психолог потягивает за ладошки.
Игра «Кто может …?»
Цель: развитие мышления, воображения, речи. Игра для детей 5-7 лет. Количество участников 4-8 человек.
1 вариант. Дети встают в круг, передают друг другу мяч и задают вопрос: «Кто может …?» (кричать, дуть, прыгать, свистеть, звонить, сопеть, топать, вертеться). Тот, кто не может придумать вопрос или ответ выбывает из круга. Побеждает тот, кто остается последним.
2 вариант. Дети встают в круг. Психолог задает детям такой же вопрос: «Кто может …?» (летать, шипеть, фыркать, хрюкать, падать). Дети по очереди отвечают на него. Тот кто не может придумать ответ пропускает очередь ответа. Тому, кто придумает больше всего ответов на один вопрос, выдается фишка. Побеждает тот, кто набирает больше всего фишек.
Игра «Что будет если...?»
Игра для детей от 5 до 8 лет, предназначена для развития воображения. Может быть использована в группе детей до 8 человек. В нее можно играть не только в группе, но и с одним ребенком, когда есть свободное время, например, в очереди или в транспорте. Эта игра очень нравится детям.
Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «что будет если…» Дети отвечают на него по очереди, передавая друг другу мяч. Ответы должны быть необычными.
Примеры вопросов: «Что будет/случиться, если…?»
1. 10 лет будет идти дождь
2. с неба будут падать вместо снега сахаринки
3. вместо птиц по небу начнут летать слоны
4. на грядках начнут расти сосиски
5. люди начнут ходить задом наперед
Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т.п.
Игра «Угадай предмет».
Цель игры: развитие внимания, мышления, обучение выразительным движениям.
Дети сидят в кругу. Психолог говорит на ушко одному из детей название какого-то предмета. Ребенок должен показать его остальным детям при помощи пантомимы. Дети, которые отгадывают, за правильные ответы получают очки. По итогам игры определяется самый сообразительный ребенок. Лучше всего начать игру с загадывания простых предметов, которые легко показать (ручка, ложка), а когда дети втянутся в игру перейти к тем, которые сложно изображать и отгадывать (холодильник, будильник).
Игра «Потерялся ребенок».
Цель игры: формирование интереса к окружающим.
Дети садятся в круг. Психолог рассказывает им, что в группе потерялся ребенок и его надо найти (например, потерялся мальчик со светлыми волосами в желтой футболке). Затем психолог бросает мяч кому-то из детей, и тот должен угадать, кто из присутствующих детей "потерялся" и бросить мяч обратно. Как вариант дети сами могут загадывать того, кто потерялся.
Этюд «Гроза».
Цель: выражение эмоций, преодоление страха. Этюд может быть использован в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Ведущий предлагает детям представить сильную грозу, как на небо набегают огромные тучи, гремит гром, становится очень темно и страшно.
Дети изображают, как они боятся грозу: дрожат от страха, прижимаются друг к другу, сидя на ковре.
Ведущий говорит детям, что дождь заканчивается, появляется солнышко.
Дети улыбаются, потягиваются и радостно обнимаются.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017