01.01.2017
1. Овладение языком эмоций
1.1. Овладение мимикой.
Задачи: Учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
Формировать умение выражать свое эмоциональное состояние в рисунке.
Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции.
Закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.
1.2. Овладение пантомимикой.
Задачи:Учить определять эмоциональное состояние по пантомимике.
Развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов выражать внутренние переживания.
Учить с помощью звучащих жестов (хлопков, щелчков, притопов, шлепков) передавать ритм и настроение музыки.
1.3. Закрепление положительных эмоций.
Задачи: Формировать умение находить способы улучшения настроения.
Учить с помощью изобразительных средств передавать свое настроение.
Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
1.4. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций.
Задачи: Способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами.
Учить владеть чувствами.
2. Коррекция агрессивности
2.1. Снятие вербальной агрессии.
Задачи: Объяснить необходимость соблюдения правил общения.
Предоставить детям возможность проявлять свои негативные чувства.
Учить выражать агрессию социально приемлемыми способами.
2.2. Преодоление импульсивности.
Задачи: Развивать произвольность поведения (коррекция импульсивности и гиперактивности).
Помогать снимать напряженность и невротические состояния.
2.3. Снятие конфликтности в общении.
Задачи: Учить понимать причины, приводящие к конфликту.
Формировать умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций. Развивать чувство групповой сплоченности.
2.4. Формирование умения контролировать свое поведение.
Задачи: Формировать умение адекватно реагировать на поведение других людей.
Помочь осознать, что физическое воздействие может быть не только актом агрессии, но и способом дружеского контакта.
Учить находить нужные решения в различных ситуациях.
3. Формирование уверенности в себе
3.1. Снятие тревожности.
Задачи:Помочь преодолевать тревожность.
Формировать умение понимать себя и других.
3.2. Коррекция страхов.
Задачи: Способствовать преодолению скованности, неуверенности в себе.
Предупреждать и корректировать страх темноты, страх замкнутого пространства.
3.3. Формирование уверенности в собственных силах.
Задачи: Укрепить уверенность в своих возможностях.
Способствовать преодолению нерешительности при совершении самостоятельных действий.
3.4. Формирование адекватной самооценки и самосознания.
Задачи: Способствовать повышению самооценки.
Развивать самосознание.
4. Формирование социальных навыков
4.1. Развитие навыков сотрудничества.
Задачи: Формировать умение сотрудничать с другими детьми.
Развивать чувство групповой сплоченности.
4.2. Овладение вербальными и невербальными коммуникативными навыками.
Задачи: Закреплять коммуникативные навыки, используя вербальные и невербальные средства общения.
Формировать умения входить в контакт со сверстниками, преодолевать застенчивость.
4.3. Развитие рефлексии и эмпатии.
Задачи: Побуждать к проявлению эмпатии по отношению к окружающим.
Способствовать развитию рефлексии.
4.4. Формирование дружеских взаимоотношений.
Задачи: Укреплять положительные взаимоотношения между детьми.
Формировать умения действовать с учетом потребностей и интересов других людей.
5. Формирование нравственного сознания
5.1. Формирование волевой саморегуляции поведения.
Задачи: Обучать общению со взрослыми и сверстниками в духе добра и взаимопонимания.
Формировать оценочное отношение к по-
ступкам.
5.2. Формирование личностного отношения к моральной стороне поступков.
Задачи: Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Способствовать стремлению детей избавиться от недостойных привычек.
Дать представление об относительности в оценке чувств.
5.3. Формирование умений конструктивно общаться со сверстниками.
Задачи: Закреплять навыки конструктивного общения со сверстниками.
Показать, что непонимание чувств других людей может стать причиной конфликта.
5.4. Развитие взаимопонимания с близкими людьми.
Задачи: Помогать преодолевать трудности в отношениях с близкими.
Побуждать к проявлению сочувствия.
ЗАНЯТИЕ 1. РАДОСТЬ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.
Материалы
Иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния.
Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие).
Зеркало для каждого ребенка.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Ход занятия
Дети отвечают на вопросы:
· Что такое радость?
· Как вы выражаете чувство радости?
· Что вы делаете, когда радуетесь?
Предлагаю детям послушать стихотворение.
Если вам смешинка в рот
Вдруг случайно попадет,
Не сердитесь, не ворчите,
Хохочите, хохочите!
(М. Дружинина)
Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало.
Понравились вы себе?
Дети отбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональное состояние.
Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки), в которых отражено чувство радости.
Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!!!»
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и предлагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют.
По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные.
Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент. Если кому-то не очень весело, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть веселую песенку.
ЗАНЯТИЕ 2. ГОРЕ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.
Пиктограмма и иллюстрации с изображением эмоции горя.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка.
Ход занятия
Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент?
Дети показывают свое состояние, делают соответствующее выражение лица.
Далее рассматриваем все вместе иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания.
Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние: «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького» (К.Д. Ушинский), «Обвал»
(Б. Житков).
Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки.
Дети слушают следующие песенки, потешки.
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Муха парилась — приумаялась,
С полки упала — ребра сломала.
Блоха поднимала — живот надорвала.
Дети изображают страдания героев потешки, используя все выразительные средства.
Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была.
Все крутила, все мела — примораживала.
Калинушку с малинушкой заламывала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветочки повысушила.
Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая — калинушку-малинушку, травку, цветы — изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы.
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не считать, не писать,
Только по полу сказать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть,
Пожалела, поругала,
И за доктором послала,
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.
Несколько детей изображают скачущую девочку, потом показывают, как она сломала ноженьку (боль, страдание), вторая группа изображает маменьку (жалость, сострадание).
ЗАНЯТИЕ 3. СТРАХ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение.
Материалы
Иллюстрации с изображением эмоции страха.
Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Зеркало.
Ход занятия
Сначала все вместе рассматриваем иллюстрации, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха.
Дети слушают стихотворение А. Фройденберга «Великан и мышь».
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил,
И мышь — живую! — проглотил.
Бедняга прибежал к врачу:
«Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки!?
Она пищит в моем желудке!»
Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зеркалом; рисуют испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Далее разыгрываем этюды на выражение эмоции страха.
Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне(дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации?
Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялись, а лес — густой и дремучий. Что бы вы чувствовали? Что бы предприняли в этой ситуации?
Играем в игру «У медведя во бору».
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
На нас рычит!
Ребенок-«медведь» рычит и догоняет детей. Дети пугаются и убегают. Игра проводится со сменой «медведя» 2–3 раза.
После игры предлагаю детям вспомнить испуганного великана, проглотившего живую мышь, и читаю вторую половину стихотворения.
Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
— Откройте рот, скажите: «А-а-а!»
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы стоите?
Идите кошку проглотите!
ЗАНЯТИЕ 4. ГНЕВ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.
Материалы
Иллюстрации к сказке А.Н. Толстого «Три медведя», Ш. Перро «Синяя борода», русской народной сказке «Гуси-лебеди» и другим.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы, изображающие эмоции.
Ход занятия
Вспоминаем вместе с детьми эпизод из сказки «Три медведя», где описывается, как сердятся медведи, узнав, что кто-то пользовался их вещами. Рассматриваем иллюстрации к сказке, отражающие данный эпизод.
Прошу детей найти пиктограмму, отражающую эмоцию гнева, и показать это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты.
Дети вспоминают русские народные и авторские сказки, герои которых гневаются, злятся.
Затем дети рисуют соответствующий эпизод сказки. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Разыгрываем этюды на выражение эмоции злости, гнева.
Показать гнев Мойдодыра:
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный...
Показать гнев медведя:
Не стерпел медведь,
заревел медведь,
И на злого врага
налетел медведь.
Показать гнев злого таракана:
Он рычит и кричит,
и усами шевелит:
— Погодите, не спешите,
я вас мигом проглочу!
Игра «Бабка-ежка».
Дети дразнят Бабку-ежку:
Бабка-ежка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла бабка на улицу,
Испугала курицу,
Пошла бабка на базар,
Раздавила самовар.
Бабка-ежка злится и догоняет детей. Игра повторяется 2–3 раза.
ЗАНЯТИЕ 5. УДИВЛЕНИЕ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.
Материалы
Иллюстрации и пиктограммы с эмоцией удивления.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Ход занятия
Показываю детям иллюстрацию, где изображена эмоция удивления. Задаю вопросы.
Как вы думаете, что увидела девочка?
Почему она так удивилась?
Дети слушают отрывок из стихотворения Ана Бжехвы «На горизонтских островах».
На веселых, на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!
Задать детям наводящие вопросы.
· Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
· Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»?
· Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет?
Предлагаю детям изобразить перед зеркалом удивление, используя разные средства выразительности.
задание — выбрать из предложенных пиктограмм ту, которая отражает эмоцию удивления. Прошу, чтобы каждый из детей нарисовал себя или героя какого-то произведения, символизирующего эту эмоцию.
Осень (рассказ-этюд).
В парке падают листья. Две девочки, Таня и Оля, решили после школы пойти в парк, для того чтобы набрать букет красивых листьев. Была тихая, солнечная погода. Под деревьями они увидели большую кучу листьев и хотели присесть на нее. И вдруг остановились как вкопанные. Листья зашевелились, как будто куча была живая.
(Прошу детей изобразить удивление.)
И вдруг из-под листьев показался пушистый хвост какого-то зверя, а потом вылез и сам «зверь». Им оказался щенок.
Отрывок из стихотворения Н.А. Екимовой «Облака».
А маленькое облачко
над озером плывет,
И удивленно облачко
приоткрывает рот:
— Ой, кто там в глади озера
пушистенький такой?
Такой мохнатый, мяконький,
летим, летим со мной!
Прошу детей изобразить удивленное, плывущее над озером облачко. Кого же оно увидело в глади озера? (Свое отражение.)
Разыгрываем с детьми мини-этюд по этому стихотворению.
Предлагаю детям представить, что они встретили существо с другой планеты, совсем не похожее на земных жителей. Как бы вы смотрели друг на друга?
Дети попарно изображают эмоцию удивления: смотрят друг на друга, широко открыв глаза, приоткрыв рот, высоко подняв брови, опустив бессильно руки или прижав ладони к щекам.
ЗАНЯТИЕ 6. РАДОСТЬ И ГРУСТЬ
Задачи
Продолжать знакомить детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.
Материалы
Костюмы, маски для клоунов.
Шапочки с изображениями животных.
Зеркало.
Фотоаппарат.
Портрет Грустика.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Магнитофон и аудиокассета с записью музыкальных произведений Д. Христова «Золотые капельки» и П. Чайковского «Баркарола».
Ход занятия:
В гости к детям приходят два клоуна — Смешинка и Грустик, одетые в одинаковые костюмы, но с разными масками на лице (радости и грусти). Выясняем с детьми, чем похожи клоуны, чем отличаются. По очереди спрашиваем клоунов, отчего Грустику всегда грустно, а Смешинке — весело.
Грустик. Я никак не могу найти себе друзей, поэтому и грущу.
Смешинка. Я ужасно люблю веселиться, прыгать, скакать, у меня много
друзей, и поэтому я радуюсь.
Дети надевают шапочки с изображениями различных животных и танцуют, чтобы развеселить грустика.
Грустик смотрит, вздыхает, машет руками, то есть ему не нравится: «Не развеселили меня ваши танцы, давайте лучше вместе со мной исполним грустный танец, мне так будет спокойнее».
Звучит грустная музыка, все танцуют с Грустиком, изображая грустных животных.
По окончании танца предлагаю детям поиграть. Для игры надо разделиться на две команды. Одна будет командой Грустика, а вторая — Смешинки. Я буду читать стихи веселые и грустные. Когда я прочитаю грустное стихотворение — поднимет руки команда Смешинки, а когда радостное — команда Грустика. Выигрывает та команда, которая быстро и дружно поднимает руки.
Стоит коза — голосит коза:
Разбежались кто куда семеро козлят.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Потеряли котятки
по дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
«Мама, мама, прости,
мы не можем найти,
мы не можем найти перчатки!»
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
Яблоки, веники! Весело мне!
Весело мне! Я лечу на коне!
Подводим итог игры, определяем, какая команда выиграла.
Грустик просит нарисовать портреты его и Смешинки. Дети рисуют. Смешинка радуется своему портрету, а Грустик говорит: «Мне совсем не нравится мой портрет — глаза грустные, рот книзу опущен, ну что это за портрет, даже никому показать нельзя».
Ведущий. Но ты же на самом деле такой, посмотри на себя в зеркало.
Грустиксмотрит на себя в зеркало, потом бросает портрет на пол и говорит: «Не хочу быть больше грустным и не буду никогда грустить. Я буду вот таким (снимает маску, улыбается, принимает позу радости), давайте, рисуйте мой портрет!»
Ведущий. Ребята не могут больше рисовать, им пора идти в группу. Давай я лучше тебя сфотографирую.
«Фотографирует» Грустика, отдает ему портрет. Грустик радуется,
показывает всем свой портрет. Смешинка и Грустик благодарят ребят, уходят.
ЗАНЯТИЕ 7. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Задачи
Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.
Материалы
Магнитофон, аудиокассеты с записью музыки.
Мелкие предметы (матрешки).
3–4 коробочки.
Два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами.
Два мольберта.
Ход занятия:
Под маршевую музыку дети двигаются по комнате и выполняют различные движения («зайчики», «лошадки», «птички», «раки», «лягушки» и т.д.).
Затем дети делятся на тройки. Дети в каждой тройке берутся за руки. По сигналу ведущего они начинают собирать разбросанные по ковру мелкие игрушки, не разнимая рук (то есть собирают только крайние дети), складывают в свою коробочку. Выигрывает та тройка, которая наберет больше предметов и ни разу не разъединит рук.
Можно повторить это упражнение 2–3 раза.
Упражнение «Танец эмоций». Под соответствующую музыку дети исполняют танец «веселого Буратино», «печальной осенней тучки, «испуганного зайчика», «удивленной бабочки», «злого Бармалея», «озорного котенка».
Дети делятся на две команды. Предлагаю каждой дорисовать рисунок на листе ватмана. Каждый ребенок имеет право нарисовать только две детали рисунка. Мольберты нужно поставить так, чтобы команды не видели рисунков друг друга.
Рисунки сравниваются, обсуждаются.
Игра «Паровозик».Дети садятся в «паровозик», он двигается по комнате, «стучит», «пыхтит», «гудит». По сигналу «Крушение!» дети падают на пол.
Можно повторить эту игру 2–3 раза.
В заключение дети выполняют упражнение «Отдых у ручья». Они ложатся на ковер кому как хочется и отдыхают под звуковой фон «Птицы у ручья».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017