I. Врожденные речевые нарушения: поражение Ц.Н.С. Врожденный дефект строения челюсти, неба, короткая уздечка . II.Тяжелые, длительные заболевания ребенка. Частые отиты. III.Недостатки воспитания. 1.Плохой уход за малышом. 2.Недостаток речевого общения. 3.Плохие условия для развития общей моторики и особенно мелкой моторики (долгое время в манеже, неудобная одежда, гиперопека и т.д.) 4.Нервозная, стрессовая обстановка. 5.Звуковая зашумленность .(музыка, телевизор, радио, гул голосов ). 6.Ребенок не видит лицо говорящего. 7.Торопливая, невнятная, нечеткая речь взрослого. 8.Дефектное звукопроизношение у близких взрослых . 9.Имитация, подражание детской речи . 10.Двуязычие в семье, тесное общение с глухими или заикающимися взрослыми . 11.Длительный период пьет из бутылочки, не умеет есть из ложки . 12.Длительный период пользуется соской . 13.Гиперопека . 14.Предметно-игровая среда не соответствует возрасту : Блеклые , скучные, однообразные игрушки . Недоступные , хрупкие игры и игрушки , а так же игрушки и книги , расчитанные на более старший возраст. | Отсутствие речи (алалия)-не было гуления, лепета, к 3-м годам нет речи. Параличи, нарушения движений, обильное слюноотделение, нечленораздельная речь(дизартрия). Расщелина губы и неба (ринолалия), речь появляется поздно с резкой гнусавостью. Нарушения интеллекта и как следствие речь лепетная или отсутствует, неадекватное поведение. Глухота (речи нет., непонимание обращенной речи.) Большая вероятность появления дефектов звукопроизношения . Длительное лечение в больнице или дома с применением большого кол-ва лекарств, хирургическое вмешательство и как следствие задержка речи. Временное снижение слуха и временное ограничение понимания обращенной речи. Частые болезни, физический дискомфорт. Например, частые заболевания бронхов, легких приводят к развитию слабого, прерывистого голоса, а болезни носовой полости снижают звонкость голоса, придают ему носовой оттенок. Запаздывает появление гуления, лепета, первых слов, фраз . Ограничена двигательная функция; ребенок мало ползает, неустойчиво ходит, прыгает, перешагивает и т.д. Очень неловки пальцы рук, с трудом захватывает и удерживает предметы, не умеет выделить 1, 2, 3 пальца. Ребенок плачет, капризничает или замыкается. В такой ситуации почти не воспринимается речь взрослого. Речь может прерваться или может возникнуть заикание. Затрудняется различение речи вообще и слов в частности. Ребенок воспринимает лишь часть обращенной речи. Очень долго не усваивается артикуляционный уклад звука, либо воспитывается неправильный артикуляционный уклад. Обращенная речь мало доступна , ребенок плохо понимает о чем с ним говорят . У ребенка воспитывается такая же торопливая и невнятная речь; либо может возникнуть заикание . Большая вероятность появления такого –же звукового дефекта у ребенка по подражанию . Затормаживается своевременное правильное развитие речи на срок от нескольких месяцев до 1 года. Речь развивается медленно, с большими нарушениями Возникает заикание по подражанию ; дефекты звукопроизношения . Плохо развиваются мышцы гортани, языка. А так как эти же мышцы участвуют в произнесении звуков речи , то замедляется их формирование . Приводит к искривлению десен , зубов , неправильному прикусу. Тормозит развитие правильного речевого дыхания, речевой активности. Снижена подвижность губ. языка. Формируются дефекты звуков. Создает условия , в которых ребенку нет необходимости пользоваться речью . Речь появляется поздно . Не вызывает интереса у ребенка. Ему не хочется брать такую игрушку , а тем более говорить о ней . Непонимание правил игры , ограничение возможности действовать с предметом отбивает интерес к игре , к общению , огорчает ребенка , вызывает эмоциональные расстройства . |