01.01.2017
К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Родители становятся озабоченными, растерянными и в некоторой степени удрученными. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Психологическое отделение от родителей нужно ребенку чтобы найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с их детьми происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.
Поэтому, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с полутора лет;
- Все это проходит к 3,5 - 4 годам;
- Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни;
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики;
- Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то скорее всего речь идет о "фиксированном упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями.
Что могут сделать родители:
- Ни придавайте большое значение упрямству и капризности;
- Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, ребенок должен почувствовать, что вы его понимаете;
- Не стоит пытаться что-то внушить ребенку во время его приступа;
- Не прибегайте к помощи посторонних;
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017