Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий

01.01.2017

    Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Совсем недавно компьютерные технологии стали входить и в систему дошкольного образования. До сих пор отсутствуют методика использования ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в образовательном процессе ДОУ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой

    При организации образовательного процесса чаще всего используются  наглядные методы с использованием ИКТ:

  • Мультимедийные презентации
  • Слайд-шоу (демонстрация  репродукций картин, демонстрационного материала)
  • Видеоролики
  • Компьютерные развивающие игры

    Применение ИКТ сокращает время обучения, высвобождает ресурсы воспитателя, детей, дает возможность анализировать много художественных произведений без особых затрат времени на размещение и оформление выставки и организацию процесса концентрации внимания детей на определенных объектах. Образовательно-воспитательный процесс строится на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, восприятия и других познавательных психических процессов. В мероприятиях искусствоведческого цикла при эстетическом восприятии объектов искусства и окружающего мира осуществляется интеграция различных видов искусств (музыка, живопись, поэзия и т.д),

    Компьютер, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в развитии творческих способностей  и общем психическом развитии дошкольников.

    Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой.

    Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

    Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

    Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

    Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу, потому что формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

    Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

   Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка. Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

    Информационные технологии должны использоваться с учетом основных дидактических принципов:

    Принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью". Если в традиционном понимании под наглядностью понималась прежде всего иллюстративная составляющая, обеспечивающая потребности учащегося увидеть что-то, произвести с ним минимальные манипуляции, то в компьютерная наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить различные действия, манипуляции, видеть их не только статичное изображение, но и динамику. При этом компьютер позволяет как вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях. Наглядность, обеспечиваемая компьютером, позволяет говорить о новом мощном инструменте познания - когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов-картинок, а также позволяет визуализировать те человеческие знания, для которых еще не найдены текстовые описания.

    Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы детей или для некоторого усредненного ребенка данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого, обеспечивает достижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой.

  Принцип систематичности и последовательности связан с системой усвоения материала и действий обучаемого по усвоению материала. Работа на компьютере характеризуется последовательностью специфических действий, например, являются восприятие информации с экрана дисплея, работа в знаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры. Под последовательностью как раз и понимается очередность выдачи учебных фрагментов обучающей программой, построение и   корректировка   наиболее   эффективной   последовательности   при самостоятельной работе обучаемого.

   Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обучении методикой организующей стратегии, которая направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно изучает материал, дополняя полученные в учебном заведении знания. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления. Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.

Информационные  технологии  обучения  потребовали   введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации.Хочу такой сайт

Диалог человека и компьютера имеет ряд особенностей: информация передается в виде справочной информации текстом или изображением, сообщений об ошибках, о состоянии системы.

Компьютерное обучение определило два новых принципа: индивидуализации обучения и активности.

Реализация индивидуальных возможностей обеспечивается  предлагаемыми материалами компьютерных программ: различные средства наглядности, дифференциация предлагаемого материала по уровню сложности, объёму содержания и т.д.

Принцип активности обусловлен  повышенным уровнем мотивации к данному виду деятельности (например, к компьютерной игре). Возникает интеллектуальная, эмоциональная, речевая активность, которая в совокупности обеспечивает благоприятные условия для овладения данной информацией, навыками, технологией.

Задачи творческого цикла:

  1. Развивать изобразительные, конструктивные способности.
  2. Тренировать память, внимание.
  3. Развивать воображение.
  4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
  5. Развивать потребности к познанию.

Техника безопасности (в соответствии с СанПин)

    Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

    Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная пам­па), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует заказывать легкими светлыми шторами.

    Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует про­водить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности; во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компью­тером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патоло­гию, часто болеющих (более4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.

   Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютер­ной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабо­чего места; соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки. должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста),

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».