24.01.2022
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае каждый педагог должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Предлагаю рассмотреть приоритетную инновационную педтехнологию «метод проектов», поддерживающую деятельностно-компетентностный подход в образовании.
- Проекты являются средством интеграции (взаимосвязи, объединения), дифференциации (использование различных методов и приемов) и гуманизации (взаимоуважение прав воспитанников и педагогов) образования, совместного сотрудничества, значимым средством формирования ключевых компетентностей ребенка-дошкольника:
- коммуникативная компетентность
- социально-нравственная и эмоциональная компетентность
- интеллектуальная компетентность (информационная, когнитивная)
- компетентность в плане физического развития, здоровьесбережения
Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом (продуктом), оформленным тем или иным образом. Этот продукт можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат (специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий), который получается при решении той или иной актуальной практически или личностно значимой для группы или отдельного ребенка проблемы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком. Учеными было дано определение метода проектов как процесса планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке.
Итак, цель метода проектов - направить образовательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:
1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Наивысший результат достигается при соблюдении следующих условий:
- формирование активного отношения к познавательной деятельности;
- подача учебного материала в определенной последовательности, поэтапно;
- демонстрация и закрепление материала в различных приемах умственной и практической деятельности;
- применение знаний на практике.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-исследовательские проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные.
По продолжительности - на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.
Основные этапы педагогической технологии «Метод проектов»
- мотивация детей к проектной деятельности: рождение замысла, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.
- планирование, объединение рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Включение детей в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
- осуществляется координация деятельности детей и педагогов, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Поэтапная реализация содержания деятельности по решению проблемы.
- оформление проекта, формулировка выводов по проблеме проекта. Оформление результатов (продукт ов деятельности).
- включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций.
- Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта. Совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Основные принципы реализации метода проектов:
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;
- принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;
- принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;
- принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;
- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;
- принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;
- принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному;
- принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.
Этапы написания проекта
1 этап – Концепция проекта
- моделирование ситуации (штурм идей, соцролики, игра – сбор идей)
Творческая группа выбирает самую интересную идею
Определяется:
- актуальность (на каком-то уровне – учреждение, общество, государство и т.п). Могут быть выдержки из нормативных документов, статистика и т.д
- противоречия (между тем, что есть и тем, что хотим)
- проблема (примеры: внедрение ФГОС, финансы, методическое обеспечение, кадры – возрастные особенности мотивация, невладение ИКТ) – пока не дойдём до того, что можно внедрить. Можно «построить древо проблем».
2 этап – Оценка жизнеспособности проекта
№ |
содержание |
ответственные |
сроки |
примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 этап – Бюджетирование
№ |
Виды расходов |
Количество единиц |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 этап – Оформление текста проекта
Варианты:
- в форме таблицы
- текстовое оформление
- концептуальная форма
6 этап – Защита проекта
- можно переносить на этап рождения замысла
7 этап – Реализация проекта
- распределение, управление, контроль, связи
Важно!
Актуальность = проблема = цель = результат - описываются одними и теми же словами
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 29.07.2024
Дата публикации: 24.01.2022