Социокультурный подход в эстетическом воспитании дошкольников

01.01.2017

Ключевые понятия:

  • социокультурный подход,
  • эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

 

Эстетическим воспитанием дошкольников занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина,

 Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др.

Традиционно под эстетическим воспитанием понимают «целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать,ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать втворчестве, созидании по законам красоты».

Все многочисленные особенности, характеристики и признаки предметов и явлений окружающего мира можно отнести к эстетическим средствам выразительности – это цвет, линия, колорит, пропорции, звук, объём, текстура, структура и др. Они существуют объективно и независимо от нас.

Дошкольник познаёт окружающий мир с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса. Сенсорный опыт ребёнок приобретает благодаря эстетическому воспитанию. Не случайно слово «эстетика» происходит от греческого «чувствующий, чувственный». Эстетическое воспитание не предполагает чрезмерного стимулирования органов чувств ребёнка, а скорее позволяет близкому взрослому с помощью общения и совместного действия обучить ребенка видеть, чувствовать красоту окружающего мира. Чем чаще взрослый общается с ребёнком, тем интенсивнее идёт его развитие.

Главное правила: общение должно носить личностно-ориентированный, ситуационный характер и сопровождать любые действия ребёнка. Например, он заинтересовался объектом окружающего мира, а взрослый заметил это и пояснил назначение предмета, его внешние признаки и внутренние свойства: «Вот мяч. Он круглый, упругий. Он красивый красного цвета. Он может катиться».

Занятия изобразительной деятельностью в детском саду(рисование, лепка, аппликация) являются основным средством эстетического воспитания.

 

В то время как социокультурный подход:

  • - это совокупность культуры и социальности.
  • - предполагает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру;
  • - опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен субъективной связью человека с культурой как системой ценностей.

 

Многие ли педагоги задумывались о том, как дошкольники относятся к занятиям ИЗО?

Социокультурный подход предполагает формирование у детей дошкольного возраста личного отношения к эстетическим фактам и явлениям, а также эстетическое отношение к окружающим людям, выражающееся в эстетизации общения (под эстетизацией общения понимается неординарное отношение к результатам творчества своего, товарищей признанных мастеров искусства.

Художественный образ, который формируется у ребёнка в процессе художественно-эстетического воспитания, в процессе личностного отношения к нему, меняет смысл познавательной и преобразующей деятельности, делая его самобытным.

Личное отношение к этим особенностям предметов и явлений делает их субъективными, наделяет их эстетическими характеристиками, устанавливает взаимосвязь человека с ними и другими людьми в соответствии с внутренними убеждениями и взглядами.

Когда ребёнок воспринимает окружающий его мир, этот мир существует как объективно, независимо от него, так и субъективно, в виде художественного образа. Перенося этот образ в рисунок или поделку, ребёнок делится с окружающими своим внутренним субъективным эстетическим отношением к объективно существующему предмету, явлению или другому человеку.

В этой связи хотелось бы привести пример социокультурного подхода к анализу творчества мастера изобразительного искусства Ивана Шишкина.Хочу такой сайт

В картине «Рожь» на зрителя производит грустное впечатление погибшее дерево. Можно сказать, что таким художественным приёмом живописец подчёркивает реалистичность композиции, но есть мнение, что «засохшая сосна выступает здесь эхом… переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей». Засохшее дерево символизирует конец жизни, но память о нём ещё сохраняется, его невозможно не заметить на фоне сосен с пышной, здоровой кроной.

Социокультурный подход к эстетическому воспитанию влияет на нравственное становление ребёнка потому, что этот образ может быть как положительным, так и отрицательным. Учитывая возрастные особенности дошкольников, мы нередко отмечаем, что нравственные представления о человеке часто соотносятся у них с эстетическими. Так, если царевна в сказке добрая, то она и красивая. Наша задача научить ребенка воспринимать образы с разных точек зрения. Иногда доброта может быть не яркой и броской, а приглушённой и внешне не совсем привлекательной. Но для того, чтобы такой образ возник, необходимы педагогические объяснения (пример: Снежная королева – злая и очень красивая, конёк-горбунок – невзрачная лошадка, очень добрый).

Социокультурный подход в художественно-эстетическом воспитании предполагает эмоциональное отношение к изобразительной деятельности. Если представления об объектах и явлениях формируются под влиянием эмоционального впечатления, ребёнок без труда сохранит это представление в памяти. В соответствии с социокультурным подходом к эстетическому воспитанию у дошкольников следует формировать способность выделять в предметах, явлениях отличительные особенности, признаки и наделять их смыслом. Для чего? На основе личного отношения, накапливая представления, ребёнок имеет возможность создавать художественный образ по памяти.

Игровое упражнение по мотивам упражнения «Три яблока» А.А. Мелик_Пашаева и З.Н. Новлянской.

Задача упражнения – научить словесному описанию предмета

Материалы: три разные куклы.

Методика проведения.

Педагог выкладывает на стол три куклы не очень похожие друг на друга, предлагает внимательно разглядеть их.

Необходимо по внешнему виду определить «образный характер», придумать имена, рассказать о их судьбе.

Вот красивая кукла – красавица-зазнайка.

А эта скромная, но очень умная

А эта маленькая – маменькина дочка

Вспомнить и рассказать о своих личных куклах. Затем убрать куклы, предложить нарисовать их одну за другой по памяти, но так, чтобы чувствовался характер. Перед изображением обсуждение, чтобы те признаки, которые помогли «очеловечить» кукол и как бы поведали об их жизни, ярко выступили в рисунке (глаза, волосы, одежда, размер)

Таким образом, социокультурный подход к эстетическому воспитанию влияет на развитие самобытности детского творчества, позволяет выявить у детей субъективное эмоционально-личностное отношение к изобразительной деятельности.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».