«Создание модели игрового пространства группы детского сада».

20.12.2021

Методический час

Тема:  «Создание модели игрового пространства группы детского сада».

Цель: повышение компетентностей педагога, связанных с умением и способностью организовывать игровое взаимодействие с детьми, включать игру в образовательный процесс и формировать на ее основе игровое образовательное пространство.

     Включенные в содержание предметно-игровой среды, игрушки рассматриваются исследователями как условие развития сюжетно-ролевой игры, социально-личностного развития и познавательной самостоятельности детей. Предметно-игровая среда, способствующая развитию социально-личностной сферы должна включать весь «ассортимент» конструктивных материалов от мелких конструкторов с различными видами соединения до конструктивных материалов для постройки домиков, различных уголков, как  личностного пространства. Такая среда способствует не только  реализации образовательных и развивающих задач, но и возможности просто играть и даже корректировать различные особенности эмоционально-волевой сферы.  Это требует дополнения предметно-игровой среды большим количеством вещей и игрушек из арсенала арт-терапии (различные куклы, цветные ширмы, купола, «парашюты», арки и т.п.). Такая среда выступает стимулом к развитию детей, возможности для организации разнообразных видов деятельности.

Вопрос «Что такое в Вашем понятии модель игрового пространства?»

Модель игрового пространства – это сложное многоуровневое пространство, в которое входят:

  • Предметно-пространственная среда (ее предметно-вещное пополнение, дизайн и особая  архитектура, цвет, музыка), способствующая развитию социально-личностной сферы ребенка;
  • Организация игровой деятельности как социокультурной практики детей;
  • Разработка методического наполнения содержания психолого-педагогического сопровождения процесса социально-личностного развития ребенка.

Единство компонентов такой среды обеспечивается за счет ее интерактивности, чему способствуют следующие приемы взаимодействия воспитателя с детьми при обыгрывании среды:

1-й блок: задания на совершенствование игровой части среды:

  • Приемы фантазирования, усваиваемые при обыгрывании предметно-развивающей среды (аналогии –  (аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала нужно научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать)   «у меня в коробочке находится то, из чего дети делают себе деньги для игры», «оживления» - детей мотивируют к выполнению какого-либо действия, предлагая что-то сделать от лица игрушки, в процессе разговора с ней, просят аккуратнее обращаться с мебелью, имитируя ее расстроенные вздохи и привлекая к ним внимание воспитанников ("Как вы думаете, что случилось с нашими стульчиками? Почему они сегодня вздыхают? Прислушайтесь, пожалуйста!", Кроме того, предлагая детям рассказать о том, что сегодня думает и чувствует, что хотел бы рассказать или сделать, например, книжный шкаф или цветок на окне, воспитатель создает условия для того, чтобы по-новому, с не традиционной точки зрения посмотреть на окружающий мир и явления в нем); увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, прием «наоборот» (высокий-низкий, усложнением игры является требование назвать предмет с противоположным качеством дом высокий - забор низкий), прием обращения вреда в пользу);
  • Задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки.   «Усовершенствование игрушки» (необычные, интересные способы изменения игрушки),   упражнение «Чудо-вещь» ( помогает взглянуть творчески (по- новому) на обыденные вещи и элементы предметно-развивающей среды. Для этого воспитанникам предлагается выбрать любую вещь из окружающего пространства, например стул. В обыденной жизни он является приспособлением для сидения, а во что может превратиться "чудо-стул" с помощью нашего воображения? (Например, в вышку, с которой можно обозревать окрестности, в крышу домика, в барабанную установку, в полку для книг или вешалку для вещей, в чудо-животное и во многое другое. Главное – генерировать идеи);  «Метод фокальных объектов» из программы ТРИЗ и РТВ, дающий возможность придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального, "неигрового" объекта, наделив его признаками персонажа игры, т.е. настроением и характером, например, объяснить, каким будет "бегущее яблоко", "смеющееся яблоко" и т.д. Затем предлагается создать такой игровой образ самому с помощью элементов предметно- развивающей среды группы или атрибутов для игры  ; задание: "Необычные способы употребления" (картонные коробки). В этом задании нужно придумать как можно больше интересных и необычных способов употребления картонных коробок.

Задание педагогам.

Дизайнерские задания (например, связанные с разработкой дизайна домика    или                   мебели для сказочного персонажа из разного рода коробочек –спичечных, из под чая, одеколона, крема, зубной пасты.      Детям предлагается  задание представить такой дом, чтобы он был удобен для героя, соответствовал его характеру.

Например, педагог задает детям серию вопросов, ориентированный на их мотивированный ответ и рассуждение: «Почему нож, топор имеют такую форму? Чем продиктована форма иголки? Почему ножницы имеют именно такую форму, а не другую? Что было бы,  если бы изменилась их форма?» затем взрослый предлагает разработать свой проект суперножниц, Для этого детей просят:

-рассказать, как они видят будущую конструкцию (изделие);

-изобразить ее (чертеж, рисунок);

-подобрать материалы и сделать макет изделия.

2-й блок: задания на формирование обратной связи между ребенком и объектами предметно-игровой среды:

  • Игровые задания по «оживлению» объектов среды (задания на «нетрадиционное»  восприятие игровой среды группы и событий, в ней происходящих, со стороны объектов среды: предметов, игрушек, мебели);
  • Парные игровые задания с элементами театрализации, «одушевление» и «оживление» игрушек и кукол (такие задания предполагают включение пары детей в оживление кукольного персонажа. Например, дети договариваются, кто из них будет играть "за лапы" гуся, а кто – за его "голову и клюв". При этом игрушка, которую они будут оживлять, предполагает при оживлении координацию и слаженность их действий – т.е. "гусь" будет двигаться "как живой", "по-настоящему", только если они потренируются и сумеют договориться между собой);
  • Задания на «превращение» антиигрушек в «обычные»/хорошие игрушки и моделирования общения с ними;
  • Изготовление интерактивных дидактических игр, позволяющих уточнить смыслы педагогического взаимодействия и воздействия элементов, объектов или компонентов среды на детский коллектив (обыгрывание сказок, создание игр серии типа «ходилок»);

           Создание условий для самостоятельного обыгрывания ребенком предметно-игровой среды посредством технологических карточек (методика «Выбор деятельности». Ребенку демонстрируются картинки с изображением детей занимающихся разными видами деятельности. Под каждый вид деятельности подбираются карточки с символическим изображение видов деятельности и помещаются на панно. Приходя с утра в детский сад, ребенок выбирает 2-3 вида деятельности, которым будет сегодня заниматься, под карточкой его фамилия. За первый выбор 3 балла, за второй-2, за третий -1. (наглядность для родителей, смайлики на шкаф). Методика «Коробка идей». Нужно сделать красивую коробочку, в нее положить 21 карточку и на обороте написать один из видов детских занятий. Игра: «Поиграй в «Больницу для зверей», «Напиши письмо понарошку и потом сыграй в почтальона», «Собери чемодан и поиграй в путешественника» и т.д.Лепка, рисование, аппликация, конструирование: «Собери картинку из пазлов», «Сделай шкатулку для сокровищ», «Построй  пароход по схеме», «Нарисуй декорацию к сказке «Колобок»).

    Эти приемы входят в содержание игрового взаимодействия педагога и его воспитанников, включая в себя ряд компонентов:

  • когнитивный (знания педагогов о многовариативности использования составляющих предметно-игровой среды,  представлений детей о возможностях ее преобразования в совместной деятельности);
  • деятельностный (активное сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-игровой среде (активное сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-игровой среде);
  • эмоционально-личностный (благоприятный эмоциональный фон, взаимное уважение и учет интересов в процессе совместной деятельности педагогов и детей).

     Обыгрывание среды группы приводит к ее превращению в социо-игровой комплекс.

Сюжетно-игровой комплекс как форма и метод организации образовательного пространства в группе детского сада.

компоненты комплекса

характеристика компонентов комплекса

1

Игровой сюжет

Игровой сюжет позволяет «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной ему воображаемой ситуацией («как будто»)

2

Игровой образ

Игровой образ способствует перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной

3

Игровая проблемная эмоционально-образная ситуация

В основу игровой проблемной эмоционально-образной ситуации закладывается мотив чувства сопереживания игровым образам

4

Творческие или дидактические задания

Задания разрабатываются с целью реализации игровых действий в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, учебной и т.д.

Задания направлены на решение образовательных задач

5

Игровые действия

Игровые действия связаны с проявлением активности ребенка. Они состоят из отдельных элементов, которые выполняет ребенок

6Хочу такой сайт

Игровые правила

Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и деятельность детей, определяют характер и условия игровых действий

7

Игровой результат

Игровой результат ориентирует ребенка на качество создаваемого творческого продукта

8

Игровое оснащение

   

В качестве игрового оснащения в комплексах используются предметы, игрушки, схемы, модели, карточки с заданиями, картинки, иллюстрации, индивидуальные тетради для дошкольников

Основными способами активизации игрового взаимодействия, обеспечивающими вхождение, «погружение» ребенка в воображаемую ситуацию, ее поддержание и действие,  являются следующие методы:

  • организация игровых ситуаций;
  • пространственно-временное смещение;
  • эмоциональная и интеллектуальная децентрация;  (это умение видеть ситуацию с разных перспектив и понимать, что все люди разные и то, что кажется правильным тебе, не всегда, хорошо для другого);   
  • установление игровых правил.

Методы обыгрывания используются для введения в изображаемые  ситуации, направление их на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности. В дальнейшем, по ходу развертывания деятельности могут быть использованы различные игровые методы и приемы:

  • Обыгрывание предметов/игрушек (помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет; в процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи: «Как помочь Лунтику оказаться на луне», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка»;
  • Обыгрывание изображения (обыгрывание готового/уже выполненного изображения, сюжетно-изобразительная игра с еще незаконченным/ создаваемом изображением; соединение творчества и игры позволяет ребенку почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ, оживить его.    

Обыгрывание готового изображения применяется,  как правило, по окончанию лепки. Полученное изображение используется как  своеобразная игрушка. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни (птица-летает, рыба-плавает).

Обыгрывание незаконченного изображения можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. (при выполнении коллективной композиции – макета крестьянской избы, этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, усложнение и совершенствование изображения (дети прокладывают дорожки,  «сажают» деревья, изготавливают загон для животных).

Метод игры-экспериментирования.  Организация дидактических игр в форме экспериментирования. Дети привлекаются к игре по желанию. Желание стимулируется с помощью демонстрации принципа действия новой игрушки или просто внесением новой игрушки в уголок природы. После применения этого приема дети сами выражают желание поиграть.

 Метод творческой игры соединяет  в себе методы мотивирования воспитанников к организации игровой деятельности, метод импровизации и методы развития творческого мышления и воображения в условиях предоставления детям возможности для самостоятельности и самодеятельности.

  К игровым методам исследователи включают методы моделирования игрового пространства и игрового моделирования. Метод игрового моделирования относится к активным методам обучения, включающей приемы организации игровой среды, определения и демонстрации игрового содержания, организации участников игрового действия (приемы формирования команд, распределение ролей, привлечение детей к разработке  сценария игры и правил).

Алгоритм взаимодействия воспитателей и детей в сюжетно-ролевой игре.

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям

Чтение художественной и познавательной литературы.

Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.

Наблюдение за деятельностью и отношениями  людей.

Создание банка идей для организации игры

Сотворчество воспитателей и детей;

придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий;

соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете.

Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателей по диктовку детей и др.

Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей

Детское коллекционирование.

Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности

Организация совместной  сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микро - группах)

Педагогическая поддержка детей с сюжетно-ролевой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций

Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей

Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу

 Литература:  ФГОС «Зачем и как играть с детьми в детском саду?» Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста.  Издательство «Аркти» МОСКВА 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.12.2019

Дата обновления: 29.07.2024

Дата публикации: 20.12.2021

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».