07.04.2020
Если мама
что-то готовит из теста, то дайте ребенку кусочек – пусть он внесет свой вклад.
Есть еще
интересное занятие: возьмите крупную фасоль, макароны и немного гороха,
смещайте и поручите ребенку разобрать в три емкости. Обыграйте, как необходимую
помощь вам по дому. Обязательно похвалите.
«Кухонные эксперименты»
На кухне
можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:
• растворить
разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и
растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы
соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;
• смешать
воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить
«прозрачность»;
• добавить в
воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно
будет плавать сверху и не смешается с водой.
Именно на
кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника,
плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не
игрушечная!
«Какой формы вода?»
Для этой
игры-эксперимента понадобится несколько емкостей разных форм и объемов,
например, пластиковые стаканчики, круглые и прямоугольные лоточки или миски,
полиэтиленовый пакет, резиновая перчатка, пластиковая бутылочка из-под шампуня
и т. д. Предложите ребенку налить воду в самый большой «сосуд» и обратите
внимание на то, что вода приняла ту же форму. Если это был прямоугольный лоток,
то и вода как бы «прямоугольная», если круглая миска — вода «круглая». Пусть
малыш переливает воду из сосуда в сосуд и постарается сделать вывод (жидкость,
в нашем случае вода, принимает форму того сосуда, в котором находится). Самая
интересная обычно форма у перчатки, заполненной водой!
«Утонет — не утонет»
Это
исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов.
Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а
какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных,
металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется
подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять
деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра,
крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек
фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите,
какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом
ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача —
объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания»
работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его
искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и
плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать
«лодочку», но если заполнить его водой — утонет.
«Как определить, где вареное, а где
сырое?»
Раз уж мы
заговорили о яйцах, покажите малышу простейший опыт: как определить, где сырое,
а где вареное яйцо? Положите перед ребенком два яйца, вареное и сырое, и
попросите определить, какое из них вареное. Вряд ли у него получится, ведь с
виду яйца одинаковые. Тогда раскрутите яйца по очереди на ровной поверхности.
Одно почему-то почти сразу останавливается, а другое крутится долго. Вареное —
то, что крутится, так как у него центр тяжести постоянный. А вот у сырого яйца
внутри жидкие белок и желток, они двигаются внутри яйца и почти сразу
«тормозят» вращение.
«Тонет или плавает»
И опять нам
понадобится сырое яйцо. Впрочем, еще нужны банка, вода и соль. Налейте в
прозрачную банку обычную пресную воду примерно до половины и опустите в нее
яйцо. Оно сразу опустится на дно. Теперь достаньте яйцо и добавьте в воду соль
(чтобы получился достаточно крепкий соленый раствор). Снова опускаем яйцо в
воду, но оно почему-то и не думает тонуть! В зависимости от насыщенности
соленого раствора яйцо или будет плавать на поверхности, или «зависнет» прямо
посередине жидкости! Ну чем не «подводная лодка»? Яйцо мы не меняли, лишь
добавили в воду соль. Значит, «плавучесть» яйца зависит от воды. Хотя она и
осталась с виду обычной водой, но, видимо, изменила свои свойства? Да,
изменилась плотность воды: соленая вода лучше удерживает предметы. Напомните
малышу, что в море легче плавать, чем в озере, именно потому, что морская вода
соленая.
«Виноградный «водолаз» в газировке»
Для этого
забавного опыта, демонстрирующего принцип «подводной лодки», понадобятся:
• стакан
сильногазированной минеральной воды или свежего лимонада;
•
виноградинка.
Налейте воду
или лимонад в стакан и бросьте виноградинку. Если нет винограда, его можно
заменить изюминкой или маленьким кусочком шоколада. Пусть малыш наблюдает, как
будет себя вести «водолаз». Сначала он опустится на дно, но потом его окружат
маленькие пузырьки газа, и «водолаз» поднимется на поверхность. Там пузырьки
лопнут (газ улетучится) — «водолаз» снова опустится. Так будет происходить до
тех пор, пока жидкость не «выдохнется».
«Удержи сок соломинкой»
Можно ли
перенести сок из одной чашки в другую, не переливая его? Конечно, если у вас
есть трубочка для коктейля. Покажите ребенку, как набрать сок в соломинку
(словно собираешься его пить, но до рта сок не доходит). Теперь пальцем
прикройте верхнее отверстие у трубочки и поднимите ее. Сок не выливается, и его
можно перенести в другую чашку. Удерживая соломинку над пустой чашкой, уберите
палец. Сок свободно выльется из трубочки.
А можно
перенести сок немного другим способом. Научите ребенка вертикально опускать
соломинку для коктейля в любую жидкость так, чтобы жидкость поднялась в нее.
Тогда, зажав пальчиком верхнее отверстие, можно перенести воду или сок в другую
емкость. И соревнование на скорость можно устроить — за сколько минут ребенок
перенесет молоко из чашки в мисочку? Или заполнит водой ячейки для
приготовления льда?
Когда вы
закрываете отверстие, на жидкость сверху воздух уже не давит, а снизу
по-прежнему оказывается давление. Вот сок и «сидит» в трубочке. Но как только
верхнее отверстие оказывается открытым, давление сверху заставляет жидкость
вылиться.
«Эксперименты с солью и льдом»
Почему зимой
дороги и тротуары посыпают солью? Почему океаны и моря не замерзают зимой, как
речки и озера? На эти вопросы помогут ответить некоторые опыты с солью и льдом.
Эксперимент
первый. Возьмите два кубика льда и положите на разные блюдца. Один оставьте как
есть, а второй посыпьте обычной солью. Что происходит? «Посоленный» лед тает
гораздо быстрее, в нем появляются трещинки и мелкие дырочки, словно соль
разъедает лед.
Вывод: лед на дорогах и тротуарах, посыпанный солью, быстро тает.
Эксперимент
второй. В два стакана налейте одинаковое количество воды (примерно две трети).
Но в один из стаканов добавьте чайную ложку соли и хорошо размешайте. Теперь
бросьте в каждый стакан по кубику льда — что происходит? Лед в соленой воде
быстро растаял, а в пресной тает гораздо медленнее.
Вывод: лед в соленой воде тает быстрее, значит,
и сама соленая вода замерзает гораздо труднее. Вот почему океаны и моря (в них
вода соленая) не замерзают зимой полностью.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2020
Дата обновления: 07.04.2020
Дата публикации: 07.04.2020