08.04.2020
Одной из главных
особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие
познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом
году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой
детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили
различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские
вопросы на две группы:
1 группа. Познавательные
вопросы.
Например: «Почему
у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети
спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще
всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.
2 группа. Коммуникативные
вопросы.
Например: «Что
ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы
войти в контакт.
Характер вопросов
меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие
вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?»
(коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей
появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака
плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как
показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем,
что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт
размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что
взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.
Как правильно отвечать на вопросы детей.
1. Надо
знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого
любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением
к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
2. К
любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.
3. Ответы
на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем
полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она
считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый
мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых
цветков.)
4. Необходимо
учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно
всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо
задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос:
«Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт
лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.
5. Если
есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь
решается ещё одна важная задача - мы приобщаем детей к книге, к источнику
знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.
6. На
такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно
рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в
школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом
мы приобщаем детей к школе.
Уважаемые родители,
наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем
мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы,
на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2020
Дата обновления: 07.04.2020
Дата публикации: 08.04.2020