14.04.2020
Дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный
запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря,
несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения,
согласования слов в словосочетаниях и предложениях, употребления падежных форм
и т.д.), что в дальнейшем может привести к трудностям обучения в школе и
овладения письменной речью.
Игры, способствующие развитию
грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
«Назови ласково»
Цель: научить образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательным суффиксом
Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)
Ход игры: ведущий называет ребёнку слово и кидает
в руки мяч, ребёнок изменяет слово и кидает мяч обратно. Можно использовать
слова: «Мяч лови и мяч бросай – слова ласково называй»
Примеры слов: мяч (мячик), кукла (куколка), машина (машинка), пирамида
(пирамидка), мишка (мишутка) и т.д.
Методические рекомендации: слова, желательно,
подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные,
транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.
«Один – много»
Цель: научить образовывать множественное
число существительных.
Ход игры: ведущий говорит слова: «Мы волшебники
немного - был один, а стало много!», после чего называет по одному слову.
Примеры слов: помидор (помидоры), баклажан (баклажаны), перец (перцы),
кабачок (кабачки), тыква (тыквы) и т.д.
Методические рекомендации: слова, желательно,
подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные,
транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.
«Чего не стало?»
Цель: научить образовывать множественное
число существительных в родительном падеже, способствовать развитию зрительной
памяти.
Оборудование: картинки с изображение различных предметов или сами
предметы/игрушки.
Ход игры: ведущий выставляет перед ребёнком
картинки (предметы) и называет их. После просит ребёнка закрыть глаза, в это
время убирает одну карточку (предмет). Ребёнок открывает глаза и называет, чего
не стало.
Примеры слов: гусь (не стало гуся), петух (не стало петуха), курица (не
стало курицы), утка (не стало утки) и т.д.
«У кого – кто?»
Цель: научить образовывать существительные
множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: Картинки с изображением зверей и детёнышей (лото).
Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку подобрать
каждому животному его детёнышей и назвать их.
Примеры слов: у белки (бельчата), у зайчихи (зайчата), у слонихи (слонята),
у лисы (лисята), у волчихи (волчата), у тигрицы (тигрята), у львицы (львята), у
медведицы (медвежата) и т.д.
Методические рекомендации: следить за
правильностью окончаний существительных. Игра предназначена для детей от 5 лет.
«Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы.
Оборудование: мяч (гимнастический или массажный).
Ход игры: ведущий кидает ребёнку мяч, называет
слово. Ребёнок подбирает к слову антоним и кидает мяч обратно ведущему.
Пример слов: высокий (низкий), далёкий (близкий), быстрый (медленный),
громкий (тихий), широкий (узкий), толстый (тонкий), большой (маленький), новый
(старый), белый (чёрный) и т.д.
Методические рекомендации: при первом проведении
игры или при затруднении ребёнка в поиске антонимов необходимо использовать
набор карточек (лото) «Противоположности». Игра предназначена для детей от 6
лет.
«Четвёртый лишний»
Цель: учить детей классифицировать понятия,
выделяя лишнее слово. Способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: набор карточек или предметов (игрушек) одной лексической темы
(для детей от 4 лет).
Ход игры: ведущий показывает (называет) предметы,
ребёнок должен назвать лишний предмет.
· Кукла,вода, юла, мяч
· Стол,кастрюля, диван, шкаф
· Машина, автобус, трамвай,колесо
Методические рекомендации: Для детей от 6 лет
игра проводится без зрительной опоры с дополнительным заданием: «Объясни,
почему лишний?».
«Назови, какой сок?» («Назови, какое
варенье?»)
Цель: учить образовывать относительные
прилагательные
Оборудование: для игры«Назови, какой сок?»карточки стаканчиков с
изображением фруктов (можно использовать наклейки). Для игры«Назови, какое варенье?»карточки с изображением банки с
фруктами.
Ход игры: ведущий показывает ребёнку картинку и
задаёт вопрос: «Назови, какой сок делают из яблок?» («Назови, какое варенье
делают из вишни?»). Ребёнок отвечает.
Примеры слов: сок из яблок (яблочный), из груш (грушевый), слив (сливовый),
вишни (вишнёвый), лимонов (лимонный) и т.д. Варенье из абрикосов (абрикосовое),
из вишни (вишнёвое), из малины (малиновое) и т.д.
Методические рекомендации: следить за
правильностью окончаний. Для поощрения за правильные ответы можно использовать
фишки, вырезанные из старых открыток.
«Хвастунишка»
Цель: учить образовывать сравнительную
степень прилагательных.
Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)
Ход игры: ведущий предлагает ребёнку похвалить
себя, побыть «хвастунишкой». Бросает мяч (катает мяч) и называет слово, ребёнок
хвастается и бросает мяч (катает мяч) обратно.
Примеры слов: я красивый (а я ещё красивее), я высокий (а я ещё выше), я
злой (а я ещё злее), я весёлый (а я ещё веселее) и т.д.
Методические рекомендации: игра предназначена
для детей от 6 лет.
«Сосчитай-ка!»
Цель: учить образовывать существительные
множественного числа в именительном и родительном падежах, согласовывать
существительные с числительными.
Оборудование: числовой ряд до 5, карточки с изображением различных
предметов.
Ход игры: Ведущий предлагает с опорой на числовой
ряд посчитать различные предметы до 5.
Примеры слов:
· Одна комната, две комнаты …. пять комнат
· Один дом, два дома, …., пять домов
· Одно яблоко, два яблока, …., пять яблок и т.д.
Методические рекомендации: игра предназначена
для детей от 5 лет. Для детей от 6 лет можно использовать усложнение данной
игры, добавляя прилагательное. Пример: однабольшаякомната, двебольшиекомнаты,…, пятьбольшихкомнат. Обязательно обращайте внимание на правильность употребления
окончаний.
«Подбери родственные слова»
Цель: учить детей подбирать однокоренные
слова. Способствовать развитию языкового чутья.
Ход игры: ведущий предлагает ребёнку подобрать
родственные, похожие слова к заданному слову.
Примеры слов:
· Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница.
· Снег – снеговик, Снегурочка, снегокат, снегопад.
· Мороз – морозец, морозилка, морозный.
Методические рекомендации: игра предназначена
для детей от 6 лет. При затруднении, следует помогать наводящими вопросами или
карточками с соответствующими словами.
Полезная литература:
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Литера, 2009.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.04.2020
Дата обновления: 11.04.2020
Дата публикации: 14.04.2020