Грамматический строй

14.04.2020

Дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования слов в словосочетаниях и предложениях, употребления падежных форм и т.д.), что в дальнейшем может привести к трудностям обучения в школе и овладения письменной речью.

 

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

 

«Назови ласково»

 

Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)

Ход игры: ведущий называет ребёнку слово и кидает в руки мяч, ребёнок изменяет слово и кидает мяч обратно. Можно использовать слова: «Мяч лови и мяч бросай – слова ласково называй»

Примеры слов: мяч (мячик), кукла (куколка), машина (машинка), пирамида (пирамидка), мишка (мишутка) и т.д.

Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.

 

«Один – много»

 

Цель: научить образовывать множественное число существительных.

Ход игры: ведущий говорит слова: «Мы волшебники немного - был один, а стало много!», после чего называет по одному слову.

Примеры слов: помидор (помидоры), баклажан (баклажаны), перец (перцы), кабачок (кабачки), тыква (тыквы) и т.д.

Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.

 

«Чего не стало?»

 

Цель: научить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, способствовать развитию зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображение различных предметов или сами предметы/игрушки.

Ход игры: ведущий выставляет перед ребёнком картинки (предметы) и называет их. После просит ребёнка закрыть глаза, в это время убирает одну карточку (предмет). Ребёнок открывает глаза и называет, чего не стало.

Примеры слов: гусь (не стало гуся), петух (не стало петуха), курица (не стало курицы), утка (не стало утки) и т.д.

 

«У кого – кто?»

 

Цель: научить образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: Картинки с изображением зверей и детёнышей (лото).

Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку подобрать каждому животному его детёнышей и назвать их.

Примеры слов: у белки (бельчата), у зайчихи (зайчата), у слонихи (слонята), у лисы (лисята), у волчихи (волчата), у тигрицы (тигрята), у львицы (львята), у медведицы (медвежата) и т.д.

Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний существительных. Игра предназначена для детей от 5 лет.

 

«Скажи наоборот»

 

Цель: учить подбирать антонимы.

Оборудование: мяч (гимнастический или массажный).

Ход игры: ведущий кидает ребёнку мяч, называет слово. Ребёнок подбирает к слову антоним и кидает мяч обратно ведущему.

Пример слов: высокий (низкий), далёкий (близкий), быстрый (медленный), громкий (тихий), широкий (узкий), толстый (тонкий), большой (маленький), новый (старый), белый (чёрный) и т.д.

Методические рекомендации: при первом проведении игры или при затруднении ребёнка в поиске антонимов необходимо использовать набор карточек (лото) «Противоположности». Игра предназначена для детей от 6 лет.

 

«Четвёртый лишний»

 

Цель: учить детей классифицировать понятия, выделяя лишнее слово. Способствовать развитию логического мышления.

Оборудование: набор карточек или предметов (игрушек) одной лексической темы (для детей от 4 лет).

Ход игры: ведущий показывает (называет) предметы, ребёнок должен назвать лишний предмет.

Примеры слов:Хочу такой сайт

· Кукла,вода, юла, мяч

· Стол,кастрюля, диван, шкаф

· Собака, кошка,чайка,короваХочу такой сайт

· Машина, автобус, трамвай,колесо

Методические рекомендации: Для детей от 6 лет игра проводится без зрительной опоры с дополнительным заданием: «Объясни, почему лишний?».

 

«Назови, какой сок?» («Назови, какое варенье?»)

 

Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Оборудование: для игры«Назови, какой сок?»карточки стаканчиков с изображением фруктов (можно использовать наклейки). Для игры«Назови, какое варенье?»карточки с изображением банки с фруктами.

Ход игры: ведущий показывает ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Назови, какой сок делают из яблок?» («Назови, какое варенье делают из вишни?»). Ребёнок отвечает.

Примеры слов: сок из яблок (яблочный), из груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишнёвый), лимонов (лимонный) и т.д. Варенье из абрикосов (абрикосовое), из вишни (вишнёвое), из малины (малиновое) и т.д.

Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний. Для поощрения за правильные ответы можно использовать фишки, вырезанные из старых открыток.

 

«Хвастунишка»

 

Цель: учить образовывать сравнительную степень прилагательных.

Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)

Ход игры: ведущий предлагает ребёнку похвалить себя, побыть «хвастунишкой». Бросает мяч (катает мяч) и называет слово, ребёнок хвастается и бросает мяч (катает мяч) обратно.

Примеры слов: я красивый (а я ещё красивее), я высокий (а я ещё выше), я злой (а я ещё злее), я весёлый (а я ещё веселее) и т.д.

Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет.

 

«Сосчитай-ка!»

 

Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными.

Оборудование: числовой ряд до 5, карточки с изображением различных предметов.

Ход игры: Ведущий предлагает с опорой на числовой ряд посчитать различные предметы до 5.

Примеры слов:

· Одна комната, две комнаты …. пять комнат

· Один дом, два дома, …., пять домов

· Одно яблоко, два яблока, …., пять яблок и т.д.

Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 5 лет. Для детей от 6 лет можно использовать усложнение данной игры, добавляя прилагательное. Пример: однабольшаякомната, двебольшиекомнаты,…, пятьбольшихкомнат. Обязательно обращайте внимание на правильность употребления окончаний.

 

«Подбери родственные слова»

 

Цель: учить детей подбирать однокоренные слова. Способствовать развитию языкового чутья.

Ход игры: ведущий предлагает ребёнку подобрать родственные, похожие слова к заданному слову.

Примеры слов:

· Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница.

· Снег – снеговик, Снегурочка, снегокат, снегопад.

· Мороз – морозец, морозилка, морозный.

Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет. При затруднении, следует помогать наводящими вопросами или карточками с соответствующими словами.

 

Полезная литература:

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 

2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Литера, 2009. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.04.2020

Дата обновления: 11.04.2020

Дата публикации: 14.04.2020

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».