Фонематический слух

08.04.2020

Значительная часть детей не осваивает вовремя  звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:

·         способность слышать есть данный звук в слове или нет;

·         способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

·         способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

·         умение определять линейную последовательность звуков в слове;

·         умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

·         осознание или подсчет количества звуков в слове.

Термин "фонемный анализ" включает в себя:

·         выяснение порядка следования фонем в слове;Хочу такой сайт

·         установление различительной функции фонем;Хочу такой сайт

·         выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

 Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть  в полной мере всей учебной программой.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.04.2020

Дата обновления: 11.04.2020

Дата публикации: 08.04.2020

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».