08.04.2020
Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.
Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:
· способность слышать есть данный звук в слове или нет;
· способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
· способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:
· умение определять линейную последовательность звуков в слове;
· умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
· осознание или подсчет количества звуков в слове.
Термин "фонемный анализ" включает в себя:
· выяснение порядка следования фонем в слове;
· установление различительной функции фонем;
· выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.04.2020
Дата обновления: 11.04.2020
Дата публикации: 08.04.2020