08.04.2020
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:
· звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
· звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
· действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Игры с детьми для развития неречевого слуха:
· «Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
· «Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
· Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
· Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
· Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
· Игра «Тихо - громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
· Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
2. Развитие речевого слуха.
· Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
· Различение слов, близких по звуковому составу
· Дифференциация слогов
· Дифференциация фонем
Игры с детьми для развития речевого слуха:
Дифференциация голосов по тембру:
· Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
· Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Развитие речевого внимания:
· Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
· Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания,памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).
Различение слов, близких по звуковому составу.
· Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
· Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
· Игра «Самое короткое\длинное слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ ; ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА ; МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Дифференциация звуков, дифференциация слогов
· Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
· Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
· Игра « А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
· Определение количества слогов в словах разной сложности
· Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
· Выделение из слога гласного, затем согласного звука
· Выделение первого и последнего звука в слове
· Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
· Определение места, количества, последовательности звуков в слове
· Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:
Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов
· Упражнения - «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» Ребёнок , отхлопывая, делит слово на части.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове
· Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
· Игра «Узнай слово» Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
Игры на выделение места звука в слове
· Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
· Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове
· Игра "Сколько звуков?". Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении («Коза»-два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
· Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.
Творческие задания
· Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова:
С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.
С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт.
С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
· «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход занятия: Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель-воспитатель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.04.2020
Дата обновления: 11.04.2020
Дата публикации: 08.04.2020