Тематический блок: "Мир вокруг нас". Тема дня - "Волшебный мир моря
13.04.2020
«Обитатели морского дна»
Цель:
Формировать у детей
представление о морских жителях.
- Сегодня, мы отправимся в
путешествие, но в какое догадайтесь сами? Загадка:
Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
(Море)
- Мы с Вами будем
путешествовать по морю и познакомимся с разными его обитателями.
- Одни из самых многочисленных и интересных
жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в
аквариумах.
- Что вы о них знаете? (ответ
детей)
Рыбы — это
водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в
солёных, так и в пресных водах. У них есть плавники, хвост, который служит им
рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.
Появляются на свет из икринок.
- Чем питаются рыбы? (насекомыми, маленькими рачками, листьями и стеблями водорослей)
Плывем дальше и видим (иллюстрация с изображением осьминога).
Осьминог - он
получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то, очень-очень
давно, число «восемь» называли по-другому — «осемь». Поэтому люди стали
называть это удивительное животное – «осьминог». У осьминогов мягкое тело, нет
костей. Тело напоминает большую грушу с отходящими от нее длинными отростками –
щупальцами, на которых имеются присоски. При помощи присосок осьминог может
захватывать и удерживать добычу, а также прикрепляться к подводным предметам.
Осьминог — хищники. Обычная его добыча – креветки, рыбы, крабы. Осьминог может
изменять окраску своего тела, поэтому его трудно различить на фоне морского
дна.
Осьминог может не только
плавать, но и ходить по дну, переставляя щупальца.
Плывем дальше и видим … (иллюстрация с морскими коньками)
Морские коньки – это обитатели морей, в отличие
от других рыб плавают они вертикально. Необычная форма тела этого животного
напоминает шахматную фигурку коня.
Задание от морского конька и осьминога, отгадывание
загадок:
1.Плаваю на
корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал. (Якорь)
2.Я от ветра
надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость
прибавляет. (Парус)
Отправляемся дальше (иллюстрация дельфин)
- А что вы знаете про
дельфинов? (ответ детей)
Дельфины — это
морские животное. Водятся в морях и океанах. Питаются, как правило,
ракообразными, моллюсками, рыбой. Дельфины не могут долгое время находиться под
водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.
Физкультминутка: «Пароход»
- От зеленого причала
оттолкнулся пароход (встать)
- Он шагнул сперва
назад (шаг назад)
- А потом шагнул вперед (шаг вперед)
- И поплыл, поплыл по речке (движения руками)
- Набирая полный ход (ходьба на месте)
Продолжим путешествие,
мимо проплывают парашютики
(иллюстрация).
- Вы знаете кто это? (ответ детей)
Медузы - тело медуз имеет форму купола. Они бывают маленькие и
огромные 2, 5 метра. Медузы состоят из воды. Встречаются ядовитые медузы, они
опасны для человека. Если, человек,
дотронется до медузы у него могут появиться сильные ожоги.
А вот еще один обитатель
моря (иллюстрация акула)
Акула – гигантская
хищница, отличные пловцы с обтекаемой
формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы
вырастают на месте старых по мере их выпадения.
У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Китовая
и гигантская акулы – самые большие рыбы.
А теперь
проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают
зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть.
Морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу. В морской
капусте много йода, необходимого для здоровья человека.
Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они
выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли
основной корм для рыб.
Смотрите, смотрите, в камнях прячутся крабы
и морские звёзды (иллюстрации)
Краб - у краба
широкое и короткое тело, покрытое твёрдым панцирем. У крабов десять ножек.
Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие мусорщики, дворники
морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб, очищают море.
Морская звезда
- звёзды
бывают разные по цвету и размеру. Морская звезда – хищница. Она нападает на
мидии. С помощью своих лучей открывает створки ракушек и съедает их.
Наше путешествие подходит к концу, ответьте
пожалуйста.
- Как мы называем водных
обитателей:
* живущих в море?
(морские);
* живущих в реке? (речные);
* в аквариуме? (аквариумные).
Морские жители попросили нарисовать
«Морской пейзаж».
- Ребёнок под музыку «Звуки моря» рисует
обитателей моря.
Работа с мамой
– Составить композицию:
«Морское дно» - использовать крупы: фасоль, горох, рис, гречку и т.д.
Экспериментирование вместе с детьми:
«Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи
опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный
солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя
яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве
морской воды.
Материалы и оборудование:
сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль
повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
«Окрашивание морской воды»
Материалы и оборудование: 2
стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить
водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить
водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой
аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная
вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая,
поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая –
поэтому она на поверхности.
Загадки на морскую тематику:
1.Он, как дом,
огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете... (кит)
2. Эта рыба —
хищник злой,
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
3. Плавает
прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не
троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (медуза)
4.На лошадку
так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской...
(конек)
5.И на суше, и в
воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха)
6. Ей не страшен
зверь любой —
Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.
Кто же это? (черепаха)
7.Может
рыба-великан
Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит?
Житель океана — ...
(кит)
8.Что за плащ
хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он... (скат)
9.Для себя на
дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это… (краб)
10.У нее такая
пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная — (акула)
11.Что за шар
плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик — (рыба-еж)
12.Угадайте, что
за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской... (конек)
Игры с детьми:
«Море»
- Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
- Что нам чудится в
тумане? (дети вытягивают руки вперед)
- Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вверх),
- Пусть плывут сюда скорей! (дети приветственно машут руками)
- Мы по берегу гуляем,
мореходов поджидаем (ходьба на месте)
- Ищем ракушки в песке, (наклон вперед)
- И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулак)
- Чтоб, побольше их собрать,
надо чаще приседать (приседания).
«Найди предмет
по описанию»
- Отгадать морского обитателя по словесному
описанию.
«Чьи детки?»
- Называть водного жители,
дети должны назвать его детеныша
«Камень,
звезда»
На слово «камень» - дети
присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают руками колени.
На слово «звезда» - дети встают руки вверх,
в стороны
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить
детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»
С. Сахарнов
«Кто в море живёт?»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
М. Чубученко
«Морские сказки»
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить
детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и
поговорок:
- В море раз побудешь, век не
забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого
губит.
- Море любит смелых
да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,- капитаном
будешь.
Надеюсь, данная информация поможет вам провести время
с детьми, с пользой!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 16.04.2020
Дата публикации: 13.04.2020