15.04.2020
Н.К. Крупская в свое время писала, что
«игра есть потребность растущего детского организма», что игра для детей –
«учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра
для дошкольников – способ познания окружающего». [Н. К. Крупская, 1980. –263 с.
]
Игра является ведущим видом деятельности
детей дошкольного возраста. Она оказывает сильное влияние на умственное
развитие дошкольника. С помощью игры ребёнок познаёт окружающий мир, учиться
действовать с предметами, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
договариваться и идти на уступки, сдерживать свои сиюминутные порывы и
выполнять инструкцию. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с
одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама
игра совершенствуется под влиянием речи. Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И.
Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение
знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в процессе
проведения различных видов игр и игровых ситуаций. [Ю. Ф. Гаркуши, 2002. – С.
44 – 47]. [Л. Н. Усачева, 1983. - 24с. ]. [Т. Б. Филичева, 2003. – 480с. ].
Игры, способствующие развитию связной речи:
Игра «Скажи наоборот»
Цель: активизировать в речи
детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.
Оборудование: Мяч.
Ход игры: Ведущий бросает мяч
ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д.
Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным
смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.
Игра «Скажи иначе»
Цель: Учить детей подбирать
как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.
Ход игры: Ведущий называет
слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее
количество слов.
Пример: Большая (страна) – необъятная,
огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) – смелый,
бесстрашный, доблестный.
Игра «Расскажи про
Зайчика»
Цель: Учить детей подбирать
слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
Активизировать в речи детей прилагательные.
Оборудование: Мяч, картинка или игрушка
зайца.
Ход игры: Ведущий достает
игрушку зайца, или показывает картинку зайчика. Ведущий даёт ребёнку задание
придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки,
настроение, «характер», помогая наводящими вопросами. В игре можно использовать
обычный или массажный мяч со словами: «Мяч лови и мяч бросай – слова про зайца
называй»
Игровое упражнение «Забавные
истории»
Цель: Учить детей
придумывать короткий рассказ от первого лица. Способствовать развитию
творческого воображения.
Ход игры: Ребёнок закрывает
глаза, а ведущий предлагает ему превратиться в кого либо (например: в дикого
животного, в игрушку и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с
ним. Ребёнок открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.
Игра «Вам посылка»
Цель: учить ребёнка
составлять описательный рассказ. Обогащать речь прилагательными, обозначающими
цвет, размер, и другие признаки предмета.
Оборудование: игрушки, запакованные в
пакеты (коробки) по числу игроков.
Ход игры: Игрушки укладываются
в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет
(коробка) достается ведущему. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что
получил: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним
действовать. Ребёнок (дети) слушает и отгадывает, что за посылка пришла
ведущему. Затем ребёнок (дети) по примеру ведущего рассказывает о своей посылке.
Игра «Найди предмет по
описанию»
Цель: учить ребёнка
составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи
прилагательные.
Ход игры: ведущий описывает
любой предмет, который находится в поле зрения ребёнка, отгадав о каком
предмете, идет речь, ребёнок называют его. Далее, по примеру ведущего, ребёнок
описывает любой предмет, а взрослый отгадывает его.
Игровое упражнение «Расскажи сказку»
Цель: Учить ребёнка
последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных
матрёшек, игрушек соответствующих героев.
Оборудование: Фигурки героев.
Ход: На столе выставляются
фигурки театра к сказке. (матрёшки, игрушки) Ведущий предлагает ребёнку назвать
героев и предметы которые они видят перед собой, вспомнить из какой сказки эти
фигурки, и рассказать эту сказку. Во время рассказа ведущий следит за
последовательностью событий.
Игра «Писатели»
Цель: Учить ребёнка
составлять рассказ, связанный по смыслу. Способствовать развитию логического
мышления, воображения.
Ход игры: ведущий предлагает
ребёнку сочинить рассказ по цепочке - друг за другом. Первое предложение
называет ведущий, затем ребёнок, потом опять ведущий и т.д.
Пример: Ведущий: «Наступила весна».
Ребенок: «В лесу начал таять снег».
Ведущий: «На проталинах появилась первая
травка» и т.д.
Перед началом игры ведущий акцентирует
внимание ребёнка на то, что все предложения должны быть объединены одной темой
и связаны по смыслу, только так получится целый рассказ.
Игровое упражнение
«Придумай окончание истории»
Цель: Упражнять ребёнка в
придумывании окончания истории, соблюдая смысловую линию рассказа.
Способствовать развитию воображения.
Ход: Ведущий рассказывает
ребёнку историю, но окончание её забывает. Он предлагает ребёнку придумать свое
окончание истории, но так, чтобы все части рассказа были связаны по смыслу.
Игра «Загадки»
Цель: Упражнять ребёнка в
составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет.
Активизировать в речи прилагательные.
Оборудование: предметные карточки по
любой выбранной теме. Например: «Птицы», «Игрушки», «Времена года»
Ход игры: Перед ребёнком
выложить карточки, рисунком вниз. Первую любую карточку берёт ведущий и не
показывая её начинает описывать свою птицу (игрушку, время года и т.д.), не
называя её. Ребёнок должен догадаться, о какой птице идет речь. Далее берёт
карточку ребёнок и по примеру ведущего загадывает загадку. Ведущий отгадывает.
Игра «Да – нет»
Цель: Активизировать в речи
ребёнка предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте
нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить ребёнка делать
правильные умозаключения. Способствовать развитию диалогической речи.
Ход игры: Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему
вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы
отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете
идет речь, становится ведущим.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 14.04.2020
Дата публикации: 15.04.2020