Тематический блок: "Весна!". Тема дня - "Что?, Где?, Когда?
21.04.2020
Информация для родителей: «Представление о
технологии ТРИЗ»
Вы когда-нибудь слышали о
методике ТРИЗ?
ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была
создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
ТРИЗ — это
наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и
максимально эффективное решение.
Задача ТРИЗ — развивать фантазию и воображение детей, учить их
системному, нестандартному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также понимать
единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.
Технология ТРИЗ даёт возможность
каждому ребёнку проявить свою индивидуальность. Применение ТРИЗ в обучении позволяет
вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни
становятся изобретателями, генераторами
новых идей.
ТРИЗ – технология
развивает такие нравственные качества, как
умение радоваться успехам
других, желание помочь, стремление найти
выход из затруднительного
положения.
Главное отличие технологии
ТРИЗ от классического подхода к
дошкольному развитию – это
дать детям возможность самостоятельно
находить ответы на вопросы,
решать задачи, анализировать, а не повторять
сказанное взрослыми.
В эти игры можно поиграть в любое время: на прогулке с ребёнком, за семейным столом, т.к. они не требуют ни большого игрового поля, ни значительного количества иллюстративного материала, а польза от этих простых игр будет огромная - дети научатся классифицировать объекты окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи.
Уважаемые Родители!
Почаще представляйте вместе с ребёнком будущее,
рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или
иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными
системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте,
формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.
Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми
технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные
способности детей, обогатить и развить их речь.
ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ В
ТРИЗ-ИГРЫ!!!
Игра: "Хорошо - плохо"
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах
окружающего мира
положительные и отрицательные
стороны.
Родитель: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Ребёнок: Потому, что она сладкая.
Родитель: Съесть конфету - плохо. Почему?
Ребёнок: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по
принципу: "что хорошо - почему?",
"что-то плохо – почему?»
Родитель: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Ребёнок: Потому, что она сладкая.
Родитель: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Ребёнок: Могут заболеть зубы.
Родитель: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Ребёнок: Вовремя обратишься к врачу, а вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил
(вопросы идут по цепочке)
Ознакомление с
окружающим миром:
Родитель: Человек изобрел огонь. Огонь - это хорошо,
почему?
Ребёнок: От него становиться тепло и т.д.
Родитель: Огонь - это плохо. Почему?
Ребёнок: Это
опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде
Родитель: Листопад - это хорошо?
Ребёнок: Да.
Земля становится красивой, листва шелестит под ногами
Родитель: Листья под ногами - плохо. Почему?
Ребёнок: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь
запылиться или будет мокрой,
если после дождя
Родитель: Настольная лампа - Хорошо, что красивая
Ребёнок: Плохо
– неустойчивая
Родитель: Хорошо, что, стеклянная, от неё много света
Ребёнок: Плохо
– легко может разбиться, удобно, потому
что можно ставить на стол
Родитель: Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.
Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход:
Родитель бросает ребёнку
мячик и говорит слово (предмет):
- ДОМ.
Ребенок, поймав мяч должен
быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь,
окно, чердак, подвал…)
Игра:
«Превращения»
Цель: Учить детей выделять главную функцию объекта,
развивать
логическое мышление, речь,
воображение.
Ход игры:
Взрослый даёт задание назвать
то, во что может превратиться кружка без
ручки (в стакан), кепка без
козырька (в шапку), кувшин без горлышка и
ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки
(в табурет),
кресло без подлокотников
(стул).
Упражнения на раскрытие функций предмета:
«Что умеет делать?»
Родитель называет предмет, а ребёнок рассказывает, что
он
умеет делать.
- Например: велосипед можно катать, перевозить груз, падать, его
можно разобрать на запчасти,
подарить, поменять и т.д.
«Мои друзья?»
Родитель
«превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей
- Например: Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.
(ребёнок называет подходящие предметы)
Упражнения на нахождение путей развития
ситуации:
«Что
было – чем стало?»
Предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было
зёрнышком, а стало… (деревом)
- Было зелёным, а
стало жёлтым. Что это?
(Вариант задания: Родитель называет предмет, а ребёнок рассказывает, из чего он сделан)
Игра: «Наоборот»
Цель: Подводить детей к овладению понятием противоречия,
учить подбирать слова – антонимы.
Ход игры:
Родитель называет слово,
ребёнок подбирает к нему слово - антоним
- Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.
Скажу я слово высоко, а ты
ответишь – … низко
Скажу я слово далеко, а ты
ответишь – … близко и т. д.
Можно усложнить, например:
Волк /злой/ -
бабушка /добрая/.
Карандаш /пишет/ - резинка
/стирает/.
Книга /даёт знания/ - ребёнок
/забирает знания/
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Дни недели».
- В понедельник я купался (изображаем
плавание)
- А во вторник
— рисовал (изображаем рисование)
- В среду долго умывался (умываемся)
- А в четверг в
футбол играл (бег на месте)
- В пятницу я
прыгал, бегал (прыгаем)
- Очень долго танцевал (кружимся на месте)
- А в
субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
- Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку
— засыпаю
Игра:
«Да – нет»
Цель: Развивать мышление, память, умение фантазировать.
Ход:
Родитель загадывает животное, ребёнок
задаёт вопросы:
Оно большое? (да)
Оно прыгает? (да)
У него есть копыта? (нет)
У него длинные уши? (да)
У него короткий хвост? (да)
Это заяц? (да)
и т.д.
Игра:
«Фантастические гипотезы»
Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать
нелепые вопросы.
Ход:
Родитель предлагает ребёнку поразмышлять: что бы было, если бы… дальше
называет любой предмет и действие:
- Например:
Что было бы, если внезапно
исчезнет солнце?
- если исчезнут все взрослые?
- если на планете исчезнет вода?
- если на планете исчезнут леса?
- если к нам пришёл крокодил?
- если к нам пришёл слон?
Игра: «А что потом?»
Родитель
называет начальное явление, а ребёнок
продолжает цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — зима,
а потом? — весна, а потом? — лето
• Сначала вторник, а потом? — среда
• Сначала вечер, а потом? — ночь
• Сначала завтрак, а потом? — обед
• Сначала глина, а потом? — ваза,
кирпич, скульптура
• Сначала бревно, а потом? — дом,
бумага, шкаф
• Сначала молоко, а потом? — каша,
какао, масло, сметана
• Сначала ягоды, а потом? — компот,
варенье, джем, кисель
«Что
будет, если…»
Игра на
развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомит со свойствами
предметов, окружающим миром.
Правила игры:
Игра построена на вопросах и
ответах: «Что будет, если в ванну с
водой упадёт
бумага, камень, жук? (ребёнок отвечает, бумага
намокнет, растает, поплывёт)
«Что будет, если летом пойдет снег?»……
«Что будет, если ты окажешься на Марсе?»….и
т.д.
Игра: «Пинг-понг» (наоборот)
Цель: Учить подбирать слова-антонимы.
Ход: Родитель называет слово – ребёнок называет слово противоположное по значению:
- Черное – белое,
вход – выход, вперед – назад,
большой – маленький; и т. д.
- Сильный –
слабый, влево – вправо,
короткий – длинный, умный –
глупый, сладкий – горький,
быстро – медленно, трудолюбивый –
лентяй, кривой – прямой.
- Щедрый – скупой,
одетый – голый, сеять –
жать, плыть – тонуть, жидкий – густой, талантливый – бездарный, лохматый – расчесанный, упрямый – покорный, съедобный – ядовитый.
Игра: «Дорисуй картинку»
Цель: Учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета
по одной его части.
Ход: Родитель рисует на листе бумаги часть предмета и
предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».
Например:
Можно предложить из букв,
цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет и т.д.
Игра:
«Кто (что) это такое может быть?»
Цель: Учить называть предметы и обосновать два
противоположных значений предмета.
Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и
тяжелым;
- и длинным
и коротким;
- и гибким и
твердым;
- и гладким и
шероховатым;
- и мягким и
твердым;
- и острым и
тупым.
Подвижная игра «Сколько?»
- Сколько пальчиков у нас (2) -
Столько мы подпрыгнем раз
- Сколько пальчиков сейчас (1) -
Столько мы присядем раз
- Сколько пальцев посмотри (3) -
Наклонись и не хитри
- Сколько
пальчиков у нас (5) -
Столько хлопнем с вами раз
- Сколько пальчиков веселых (4) -
Столько топнем с вами раз
Игра: «Путаница»
Цель: Учить детей подбирать по смыслу слова в предложении,
убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход: Найти
лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит колючий крокодил (снег)
Висит зеленая собака (слива)
Самолет ползет по
рельсам (поезд)
Мальчик ест скакалку (конфету)
Летит воздушный диван (шар)
Рычит лохматый слон (пес)
Смотрю в прозрачное дерево (стекло)
Дверь открывают вилкой (ключом)
Бабушка связала мягкие
подушки (варежки)
Мама сварила вкусный
стол (суп)
Игра: «Был. Есть. Будет»
Цель: Упражнять детей в определении свойств объекта в
прошлом, настоящем и будущем.
Правила: Взрослый называет
объект живой природы, ребёнок
перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем
Например: Огурец был маленький,
зелёный, колючий, горький; сейчас –
большой, зелёный, сладкий, сочный; будет - солёный, мягкий, хрустящий.
Цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом и т.д.
Капуста была семечком, стала салатом и т.д.
Игра: «Фантазия»
Цель: Развивать умение находить ресурсы предметов,
заменять их на другие.
Ход игры:
Родитель предлагает ребёнку представить себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы.
Чем их можно заменить?
Ребёнок: Липучками,
кнопками, крючками…
- все книги
- все спички
- все ручки
- все ластики и т. д
Игра: «Кто я?»
Цель: Развивать умение по одной части называть как можно
больше объектов живой природы.
Правила: Взрослый называет одну часть. Ребёнок – как можно больше объектов, у которых есть
эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок); «У меня есть пуговица. Что я?»; «У меня есть нос. Кто я?»; «У
меня есть хвост. Кто я?»
Игра:
«Цепочки ассоциации»
Цель: Активизирует словарный запас из нескольких
ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает ребёнку ассоциацию из 2, 3-х
прилагательных, а ребёнок придумывает
объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок)
Длинное, серое, тягучее (жвачка…)
Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка
с улицы)
Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
Зеленое и прыгучее…
Холодное, белое …
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
"Дорисуй”, "Дострой”,
"Составь картинку из геометрических
фигур”,
"На что это
похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”.
Для дальнейшего
развития творчества, воображения, самостоятельности,
внимания,
сообразительности ребёнку предлагаются задания со счетными
палочками. Сначала простые (построй домик), затем посложнее (какую
палочку надо
переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?)
Хочу подчеркнуть, что все эти игры развивают
нестандартность мышления, умение мыслить «по-другому», высказывать своё мнение.
Желаю успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2020
Дата обновления: 26.04.2020
Дата публикации: 21.04.2020