Тематический блок: "Весна!". Тема дня - "В стране насекомых!"

27.04.2020

Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

- Вы рады приходу весны? А кто еще в природе радуется весне?

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.

- Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле

-  А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается?

 По научному календарю первыми просыпаются бабочки - веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи.

Муха – вредное насекомое, потому что на своих лапках они переносят болезни. Сядет муха на хлеб и оставит на нем микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух.

-  А в какой сказке встречается муха?

 Муха-Цокотуха. А кто написал эту сказку? ( К.И. Чуковский)

Можно рассмотреть муху, части ее тела.

 Вред или пользу приносит?  Чем питается?

- А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.

-Приходила к мухе бабушка  (пчела)

Мухе – Цокотухе   (меду принесла)

Да приходила  к мухе пчела.

Пчела, а   как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела? (питается нектаром цветов). А где живут пчелы?  (улей). Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу) И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед?    (ответы детей).

 А какие еще насекомые похожи на пчелу?  Шмель и оса.

-А какая это красавица приходила к мухе?  (бабочка).  А какие части тела есть у бабочки? Чем питается бабочка? (питается нектаром цветов). На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ  МИНУТКА:  «БАБОЧКА»

Видишь, бабочка летает  (машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает   (считаем пальчиком)

— Раз, два, три, четыре, пять   (хлопки в ладоши)

Ох,  считать,  не сосчитать!   (прыжки на месте)

За день, за два и за месяц   ( шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять   (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела    (машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!   (считаем пальчиком)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:  «ЧЕТВЁРТЫЙ  ЛИШНИЙ!»

 (назвать  лишний предмет, объяснить свой  выбор,  используя слова «потому что»)

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Паук, голубь, синица, сорока.

Бабочка, таракан, муха, комар.

Тля, моль, пчела, гусеница.

Заяц, еж, лиса, шмель;

 Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

 Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

Таракан, муха, пчела, майский жук;

 Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

- Скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?

Послушайте загадку:  

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может    (божья коровка)

Можно  разрезать картинку божьей  коровки  и предложить ребёнку собрать её и называть, из каких частей состоит она  (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног)  Можно сосчитать, сколько точек на ее крылышках  (семь). Такую бабочку называют  семиточечная.

Чем же питается божья коровка? (божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.

- Чистота - здоровье леса, все зависит от него

Муравей – хозяин леса,  защитим, давай его

  Муравей.   Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам )  А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).

Муравейник - это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами.

 Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

- А вы знаете, кто на земле самый сильный?    (ответ ребёнка)

- Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач.

- Давайте вспомним, кто спас муху?  (комарик)   

 Комар. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?

- А от кого спас комарик муху? (от паука)

Паук. Что отличает его от других насекомых (восемь ног и восемь глаз). Какую пользу приносит?

- А какие еще насекомые приходили к мухе? (ребёнок называет насекомых, таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т.д.)

Как много насекомых, а что у них общего? (голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка.

Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.

Игра:   «КТО  КАК  ПЕРЕДВИГАЕТСЯ»

Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает).

Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает).

Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает).

Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает).

Маленький комар летает, а большой кузнечик….

Красный муравей ползает, а прозрачнокрылая стрекоза ….

Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик ….

Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

- Закреплять информацию можно в творчестве: рисуя, раскрашивая, делая аппликации, вырезая, вылепливая, выкладывая из разных материалов изученное насекомое.

А ЧЕМ ПИТАЮТСЯ  НАСЕКОМЫЕ?

- Большинство из них с удовольствием поедают зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

- Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев.

- Есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

- Очень многие насекомые: пчелы, шмели, бабочки, мухи — любят полакомиться цветочным нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения.

 МНОГИЕ НАСЕКОМЫЕ ПРИНОСЯТ ЛЕСАМ И ЧЕЛОВЕКУ  ПОЛЬЗУ,

- Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед, душистый воск и лекарственное вещество — прополис

-  Божьи коровки приносят большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредителей.  - Муравьи также уничтожают тлю и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих растений

- Среди насекомых немало и таких, которые наносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья — птицы

КАК ЖЕ НАСЕКОМЫЕ СПАСАЮТСЯ  ОТ ВРАГОВ?

- Часто природа дарит им защитную окраску. Вспомните зеленых кузнечиков или гусениц. Когда они неподвижно сидят на изумрудной травинке, их и не заметишь! Некоторые гусеницы напоминают свернутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков.

- Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пестрые узоры. Когда бабочка неожиданно взлетает, расправив крылышки, она может испугать врага.

- Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и выпускают в ранку яд. Такие насекомые обычно окрашены в желто оранжевый и черный цвет. Вспомните шмеля, осу или пчелу. Птицы и звери знают это и предпочитают не трогать их.

- Несъедобные для птиц божьи коровки в случае опасности выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки-солдатики «скопировали» у божьих коровок окраску спинки — ярко-красную с черными точками. Птицы избегают их склевывать, думая, что жучки невкусные.

- Гусеницы бабочек шелкопряда покрыты густыми жесткими волосками, пернатые таких мохнатых не едят. Только кукушка уничтожает этих гусениц в огромном количестве.

Вот и познакомились мы сегодня с миром насекомых

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг —

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательней вглядись, —

Волшебную увидишь жизнь!

 

ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  ПРИ  ВСТРЕЧЕ С НАСЕКОМЫМИ:

- Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы  будут  жалить,  куда попало.

Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

- Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.

- Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

- Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Мы каждый день вокруг порхаем

В работе устали не знаем

Пыльцу цветов мы переносим

Вас мы очень, очень просим

Нас не пугать и не ловить

Чтоб мы могли спокойно жить

Мы грязный воздух не выносим

И о защите очень просим

Мы привлекательны, красивыХочу такой сайт

Но просим помнить, что должны вы

На нас лишь издали смотреть

Ах, как нам нравится лететь.

 - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
 

ИГРЫ  С ДЕТЬМИ:

 «УГАДАЙ,  КТО?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Стрекочет  (кто?) кузнечик

Бегает  (кто?)    муравей

Ползает  (кто?)   гусеница

Звенит  (кто?) –    комар

Собирает нектар  (кто?)пчела

Жужжит  (кто?) –    жук

Порхает  (кто?) –    бабочка

«ОДИН - МНОГО»

Цель: образование существительных в форме множественного числа

Кузнечик    много кузнечиков

Муравей   много муравьёв

Гусеница   много гусениц

Комар     –  много комаров

Стрекоза  много стрекоз

Пчела        много пчёл

Жук        много жуков

Бабочка  много бабочек

Муха       много мух

Оса       много ос

Паук    много пауков

 «ПОДБЕРИ  ПРИЗНАКИ»

Цель: расширение словаря

Бабочка красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…

Муха   –    вредная, надоедливая, противная

Пчела    –    желтая, трудолюбивая, полезная

Кузнечик        зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.

Муравей        шустрый, быстрый, работящий.

Гусеница   –     медлительная, прожорливая, неприятная.

Комар        звонкий, надоедливый.

 «СКАЖИ,  ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: образование сложных слов признаков

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

- У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим).

«НАЗОВИ  ЧАСТИ  ТЕЛА  НАСЕКОМЫХ»

Цель: составление притяжательных прилагательных от названий насекомых

Голова комара (чья?)  -  комариная

Ножки пчелы (чьи?)  -   пчелиные

Крыло осы (чьё?)   -   осиное

Усик стрекозы (чей?)     стрекозиный

Брюшко муравья (чьё?)      муравьиное

Грудь шмеля (чья?)    -   шмелиная

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ  МИНУТКА:      «СОРОКОНОЖКА!»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

 (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

  Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

 (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

  Каждой лапкой потрясу!

 (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

 (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

«СОСТАВЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ИЗ  СЛОВ»

Цветок, села, на, бабочка

По, ветка, ползает, гусеница

Листок, под, жук, спрятался

Червяк, из, выползает, земля

Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка

Паутина, муха, в, попалась

ЗАГАДКИ:

-  Летит – кричит; сядет – молчит

Кто его убьёт – свою кровь прольёт    (комар)

-  Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,

Шесть ног без копыт    (жук)

-  Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи)

-  На лугу живет скрипач

Носит фрак и ходит вскачь    (кузнечик)

- Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком    (пчела)

- Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел…(бабочка)

- В лесу у пня суетна, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет   (муравей)

- Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо   (оса)

-  Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны   (пчела)

ПРОГОВАРИВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК:

Вей-вей   –   это муравей

Овка  - овка  –  божья коровка

Чок – чок - чок – вот и паучок

За - за - за –  прилетела стрекоза

Очка - очка – это бабочка

Чик - чик – прыгает зелёный кузнечик

Са – са - са – за окном оса

ЧТЕНИЕ:

Агния Львовна Барто -  «Жук»

В. Бианки  -    «Приключение муравьишки»

И.А. Крылов  -  «Стрекоза и муравей»

А. Барто -   «Мы не заметили жука»

К.Чуковский  -   «Тараканище»

А.А.Усачев  -  «Божья коровка»

К.Чуковский  -   «Муха-цокотуха»

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.05.2020

Дата обновления: 13.05.2020

Дата публикации: 27.04.2020

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».