Тематический блок: "Финансовая грамотность". Тема дня - "Финансовые игры для детей!"
13.05.2020
Всем привет!
Сегодня разберем подробнее, чем полезны финансовые игры для детей? Как с их
помощью научить «считать сдачу», планировать бюджет и откладывать на новый
смартфон.
«Научите детей
понимать ценность денег – и тогда ни вы, ни они никогда не будете бедными».
Сейчас мы, взрослое
население, которое финансам не обучали, набиваем себе шишки путём проб и ошибок
в реальном времени. А вот у наших детей есть шанс набивать те же шишки в
игровой форме в семейном гнезде. Под присмотром мамы и папы и с возможностью
получить обратную связь, помощь, подсказку от них.
- Что такое
финансовая грамотность. Финансовая грамотность — это умение планировать свой
бюджет, грамотно распоряжаться личными средствами. Это то, как лучше вложить
накопления, чтобы обеспечить себе достойную старость.
Финансовая
грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами,
принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по
средствам) и грамотно их приумножать.
Зачем обучать детей
финансовой грамотности?
Для этого есть несколько
причин:
- Чем больше ребёнок знает о
деньгах в детстве, тем меньше он будет нервничать, сталкиваясь с ними во
взрослой жизни;
- Возможность комфортно жить;
- Зная о деньгах, ребёнок
сможет проявить самостоятельность и в будущем съехать от родителей;
- Вы можете обеспечить
ребёнку лучшую жизнь, чем есть у вас.
Финансовая грамотность детей
— основа успешного будущего. Понимание как тратить и копить с умом позволит
избежать многих ошибок.
Уважаемые родители!
Расскажите ребёнку о том, что
деньги не берутся из воздуха, их нужно заработать. - Очень важная пословица «Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда» актуальна и в наше время.
Ребёнок не видит, как родители работают,
но зато видит, что деньги выдает специальный аппарат (банкомат), если туда
вставить волшебную карточку. А ещё можно приложить эту волшебную карточку к
терминалу в магазине — и купишь всё, что захочешь. Важно ребёнку дать понять, что всё это происходит потому,
что мама и папа трудятся.
- Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с
деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой
грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам
и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным
человеком.
- Расскажите, что если откладывать небольшие суммы, то можно скопить на ценную вещь. Не
забывайте и о финансовой безопасности.
Расскажите, что деньги
не единственное мерило отношений:
- Важно помочь
усвоить правильные моральные ценности: семья – это гораздо больше финансовых
отношений, а мама и папа занимаются домом не потому, что им за это платят, а
потому, что они любят друг друга и решили жить вместе и заботиться друг о друге
и о детях.
Знайте, что ребёнок лучше
всего запомнит новое в процессе игры
Финансовые игры для детей
дадут представление о деньгах, о том, зачем они нужны и откуда берутся. Как
можно приумножить свои сбережения, какие опасности при этом подстерегают.
Ребенок перестанет чувствовать себя сторонним наблюдателям при походах в
магазин. Да и клянчить вкусняшки и
игрушки будет в разы меньше.
Необходимо с
помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
- Что такое деньги, какие они бывают;
- Что такое «необходимые покупки», и «желаемые
покупки»;
- Что такое карманные деньги. Банковская пластиковая
карта ребенка;
- Как планировать свои
расходы;
- Техника безопасности использования банковских карт.
В чем плюсы:
- Дошкольник освоит основные арифметические действия
(сложение, вычитание);
- В игровой форме запомнит, как выглядят купюры и
монеты разного достоинства;
- Научиться элементарным навыкам планирования расходов;
- Меняйтесь ролями с ребенком. Позволяйте ему выбирать
товары для магазина и устанавливать цены на них.
Необходимо с помощью игр и практик донести
до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от
вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что
«из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем
больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и
от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество
денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других
людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других
людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и
вообще быстро и внимательно считать
деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет
доходов и расходов в
краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно
обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что
главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Физминутка:
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками
одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4
хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
- А сейчас посмотрите
мультфильм, чтобы лучше запомнить «Как
появились деньги?».
Смотрите видео, перейдя по
ссылки, которая находится вверху страницы «Дистанционное образование».
«Фиксики. Про деньги». «Профессор Почемушкин».
Игры для детей
Игра:
"Что можно купить за деньги, а что нет?"
Если этот предмет можно
купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет то не хлопайте. (ветер, кукла,
радуга, молоко, …).
Ветер – нет,
Кукла – да,
Радуга – нет,
Молоко – да,
Солнце – нет,
Машину – да,
Облако – нет,
Конфеты – да.
Игра:
«Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага,
карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать
на одной стороне
бумаги грушу. Когда рисунок
закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку
в руки ножницы и попросите вырезать для
вас и грушу, и яблоко. Увидев
замешательство, объясните, что, конечно,
это невозможно. Потому что лист бумаги
один, и если мы изначально хотели
вырезать два рисунка,
необходимо было заранее спланировать
место на бумаге.
Так и с деньгами: их
нужно планировать заранее.
Игра:
«Кто как работает?»
Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои
по-разному приобретают
богатство: одни трудятся, а
другие стремятся порой
неблаговидными делами
получить большие деньги.
Воспитывать уважение и
привязанность к добрым и
трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из
пяти ступеней; сказочные герои:
Золушка, Буратино, Бабка старая
из сказки Пушкина,
Крит, Кот в сапогах, Маугли,
Котигорошко,
Золотая Рыбка, Наф -
Наф, Лисичка - сестричка и др.
Правилами игры:
Всех трудолюбивых героев разместить на верхней ступеньке
А ленивых героев
их нужно расположить на нижние ступени.
Пальчиковая гимнастика: «Будем денежки
считать».
Один, два, три, четыре, пять (шагаем двумя пальчиками по столу)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и
безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду
купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить
(отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (
шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке
кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Практика:
«Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования,
донести принцип «сначала
зарабатываем – потом тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать
свой «мини-банк». Пусть он
отвечает за сбор и хранение
мелочи. Предложите
напоминать всем членам семьи,
чтобы они «сдавали
монеты в банк», освобождая от
них карманы.
Предложите обсудить, на какое
семейное дело
собираются данные монеты в
«мини-банке» – например,
на покупку соковыжималки или
настольной игры. Это
должно быть, что-то для
общего пользования, чтобы
ребенок чувствовал гордость
за подготовку такой важной
для семьи покупки.
- Следующий этап
развития практики – вы можете
рассказать ребенку, что банки
зарабатывают проценты на
хранении денег, и договориться о том, что какой-то
небольшой процент от
имеющихся в «мини-банке» денег
будет отдаваться ему лично за
работу банкиром – например, 3% или 5%.
- Совместный поход
в магазин — отличная возможность привить азы разумного потребления и финансовой
грамотности ребенку. Вместе составьте список покупок.
Практика:
«Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и
разумных покупок, объяснить
происхождение стоимости
товара и основы финансовой
безопасности.
Суть практики:
Регулярно совершайте
совместные походы в магазин.
Дайте ребенку возможность
самому выбирать товар из вашего списка.
Предложите ребенку
подсчитывать на калькуляторе стоимость
всех товаров,
которые вы складываете в корзину, а также проверять
срок хранения
продуктов на упаковках.
Обсудите, почему стоимость
похожих товаров отличается:
из-за величины упаковки,
например, или она разная у
каждого из производителей.
- На первом этапе предлагайте
ему найти конкретный
товар на полке и довезти его
до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.
- На следующем этапе можно
дать более сложное
поручение, например, выбрать
все для собственного завтрака.
Со временем вы увидите, когда
ребенок готов выполнять
самостоятельные несложные
покупки.
Практика:
«Самостоятельная покупка»
Цель: показать принципы финансового планирования и
разумных покупок, объяснить
происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Когда вы поймёте, что ребёнок
хорошо ориентируется в
магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и
внимателен к
ценам на товар и получению сдачи,
предложите ему первый
самостоятельный поход в магазин.
Обязательно составьте список
покупок. В первый раз он должен
быть несложным, не более трех
товаров:
например, хлеб, молоко и
печенье. Обсудите, каких
именно покупок вы ждете: если
молоко – то какое; в
какой упаковке; с каким
сроком хранения; по какой цене.
Дайте сумму, предполагающую
получение сдачи.
Обсудите, какой должна быть
сдача.
Похвалите ребенка за покупку!
Игра: « Размен»
Цель: этой финансовой игры для детей — познакомить с
номиналом купюр и монет, правилами размена денег. Объясните ребенку, что 10
рублей можно получить разными способами. Например, сложив две монеты по 5
рублей или четыре по 2 рубля и две достоинством в рубль. Потом переходите к
купюрам.
Предлагайте ребенку разменять
вам небольшую сумму из его карманных денег. Таким нехитрым способом вы научите
дошкольника счету и дадите первые представления о размене денег.
В наше время обучать ребёнка основам
финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2020
Дата обновления: 19.05.2020
Дата публикации: 13.05.2020