02.05.2020
Описание работы: данный материал
могут использовать в своей работе воспитатели старших, подготовительных групп,
а также родители, для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
историей Великой Отечественной войны.
Цель: обогащение представлений
детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах
войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье.
Задачи:
- познакомить с историей Великой
Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в
борьбе за свободу Родины;
- подвести к восприятию
художественных произведений о войне;
- формировать
нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать
свою Родину, через прочтение художественной литературы о войне;
- воспитывать сознательную любовь
к Родине, гордость за её прошлое.
История нашей страны никогда не
была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой
Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят лет минуло со дня Победы в
Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего
народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы,
взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и
помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок
прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война – это зло,
которое должно быть предотвращено мудростью народа».
9 мая – праздник простой и в то
же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема
борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война,
почему люди уничтожали друг друга.
Тема войны очень глубокая и серьёзная,
особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не
свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и
присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век
информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между
реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем
многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко
выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь
с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит
через их практическую деятельность.
Поэтому следует, уделить особое
внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом.
Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся
информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился
интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная
работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной
литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные
походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной
деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа
предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых
внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной
войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы
по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:
- чтение литературы, беседы и
просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций,
семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений,
пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного
семейного творчества;
- посещение военных музеев,
ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если
имеется такая возможность).
Особое внимание родителей
хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями
о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение,
гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для детей
можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными
для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их
ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о
войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для
дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне.
Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это
дано не каждому , его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о
похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие
малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный
маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет
речь.
Прежде чем, знакомить
дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию
этой сложной темы:
-дать небольшие сведения из
истории;
-рассказать маленьким слушателям
о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой
человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном
характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя
людское горе, выжженую землю.
И только тогда, когда у ребенка
будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война»,
можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы
на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе
создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их
нельзя не услышать.
Предлагаем вашему вниманию список
художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми
дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от
прочитанного :
- С.П.Алексеев « Рассказы из
истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям
Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен
Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;
- Е. Благинина « Шинель» - о
детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной,
заставившей рано повзрослеть;
- А.Барто «Звенигород» - о
военном детстве в тылу;
- С.М. Георгиевская « Галина
мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но
рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю.П.Герман «Вот как это было» .
Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду
в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы
за границы Мишкиного понимания.
- В.Ю. Драгунский Арбузный
переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о
своем голодном военном детстве.
- А.М. Жариков « Смелые ребята»,
« Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ
о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся
заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский « Стальное колечко.
Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
-И. Токмакова « Сосны шумят» - о
том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из
книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана,
в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев « Как Сережа на войну
ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну
собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной
дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не
прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
-Л.Кассиль "Твои
защитники";
- С.Михалков "День
Победы".
Конечно, это не все произведения,
которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить
о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего,
тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с
помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то
впоследствии.
Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!
(М. В. Сидорова)