Программа_Адаптации_2019-2023

1

Малыши, переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых
для них условиях. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
 У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма,
сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих
реакций и другими клиническими проявлениями.
 Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые
выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей
заторможенности, негативизма.
 Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного
исчезновения.
 Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
 Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
 Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития;
 Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи,
сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.
Степень выраженности указанных выше отклонений конечно зависит от состояния
здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.
Факторы, влияющие на течение адаптационного периода
возраст ребенка;
состояние здоровья;
уровень развития;
личностные особенности;
умение общаться с взрослыми и сверстниками;
сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
сформировонность элементарных культурно-гигиенических навыков;
готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;
шумовой фон в группе детского сада;
стабильность воспитательского состава;
компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в
процессе воспитания и развития дошкольников.
Как предотвратить эмоциональные стрессы ребенка, как сохранить основу его
дальнейшего развития - эмоциональное здоровье? Решение проблем адаптации детей
раннего возраста ставится одной из главных задач нашего детского сада.













Пояснительная записка
2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению
развития детей № 30» (далее МБДОУ № 30) создаёт условия для реализации
гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В учреждении созданы необходимые условия для физического роста и развития
детей, поддержания двигательной активности: оборудован музыкально-физкультурный
зал, спортивная площадка, спортивные и игровые центры развития в группах, созданы
условия для психологической разгрузки воспитанников в группах и кабинете педагогапсихолога.
Поступая в детский сад, в период адаптации, жизнь детей существенным образом
меняется, это - соблюдение режима дня, отсутствие родителей или других близких
взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое
помещение, таящее в себе много неизвестного, а, значит, постоянно опасного, другой
стиль общения и т.д. Все это обрушается на ребенка, создавая для него другую атмосферу.
Как помочь семье справиться с новой ситуацией?
Предлагаемая программа адаптации воспитанников к условиям детского сада для
детей 2-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные
особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия
детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период
Цель программы: Создание условий для сохранения эмоционального и физического
здоровья воспитанников. Организация адаптационного периода вхождения ребенка в новое
социальное окружение.
Задачи:
Целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Установление
партнерских отношений;
Разработка системы деятельности специалистов дошкольной образовательной
организации и родителей, обеспечивающей максимально безболезненное вхождение
ребенка в новое социальное окружение.
Создание условий медико-психолого-педагогического сопровождения на основании
индивидуальных особенностей воспитанников;
Организация профилактических мероприятий по сохранению укреплению
психофизического здоровья детей.
Условия:
Создание развивающей предметной среды в группе;
Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям
по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к условиям ДОУ.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Использование новых организационных способов привлечения родителей к
сотрудничеству с детским садом;
Выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье;
Установление эмоционального контакта педагога с ребенком и создание условий для
постепенного освоения ребенком пространства ДОУ;
Объединение усилий семьи и детского сада по укреплению здоровья детей .
Субъекты программы адаптации:
- воспитанники 2-3 лет;
- родители, бабушки и дедушки;
- педагогический и медицинский персонал детского сада.

1. Система психолого-педагогической работы
3

в адаптационный период
1.1. Степень приспособления ребенка к условиям детского сада
Поступление ребенка в детский сад — это событие, требующее особого внимания со
стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу
привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается
изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные
возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную
ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к
эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени
приспособления ребенка к детскому саду:
 легкую (1-16 дней),
 среднюю (16-32дня),
 тяжелую (32-64 дня).
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель.
Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1—2 недели налаживается
сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное
состояние, он контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок
быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш
откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного
раза и проходит без осложнений.
При средней адаптации сон и аппетит восстанавливаются через 20 — 40 дней. На
протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым.
В течение дня для, малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече
с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное.
Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций:
избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных
условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней,
протекая без осложнений.
Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие
вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами,
пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако при эмоциональной поддержке
взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче
привыкает к новой обстановке,
О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон
ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается
снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие
невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание,
пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические
реакции.
Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого
характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или,
напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со
сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности.
Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т.ч. к
замедлению роста и прибавке в весе. Может возникнуть задержка речевого развития.
Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Чтобы
избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский
сад заблаговременно.
4

1.2. Создание условий для оптимального течения адаптации
Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход
ребенка из семьи в дошкольную образовательную организацию и индивидуальный подход
со стороны специалистов детского сада. Для создания благоприятных условий разработан
план психолого-педагогической деятельности на протяжении всего адаптационного
периода (приложение 1). Данная работа ведется по трем направлениям (с детьми,
родителями и воспитателями) в несколько этапов:
 подготовительный;
 психолого-педагогического сопровождения;
 анализа и выводов.
На каждом из них для родителей, воспитателей и специалистов разрабатываются
рекомендации по облегчению адаптации детей раннего возраста.
1. Подготовительный этап:
 Знакомство со списочным составом группы (воспитатель);
 Родительское собрание;
 Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Приложение № 4
 Анкетирование родителей: «Социальная анкета», «Мой ребенок» (определение
психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в ДОО)
Приложение №1
 Создание предметно-развивающей среды группы (совместно с родителями)
На этом этапе важно распознать особенности адаптационного периода каждого
ребенка и факторы, от которых зависит его течение.
С целью информационного сопровождения родителей сотрудниками детского сада
разработана памятка для родителей «Расти здоровым, малыш!», которая включает в себя
следующие разделы: "Примерные показатели физического развития", "Особенности
организации режима дня", "Закаливание", "Питание", «Прогулка», «Гигиенические
условия» Приложение №3.
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с использованием
медиасредств: интернесайта "Электронный справочник для родителей будущих
воспитанников МДОУ № 30".
В конце июня проводится Дни открытых дверей, которые представляют собой
экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений.
2. Этап психолого-педагогического сопровождения реализуется с июля по сентябрь
после поступления ребенка в детский сад. В течение этого времени проводится поэтапный
прием детей в группу. Адаптация проходит успешнее при условии постепенного
увеличения времени пребывания дошкольников.
Длительность пребывания детей в детском саду в период адаптации:
 начинается с 2-х часов (1 неделя),
 4 часа (1 неделя),
 6 часов со сном (1 неделя).
При этом педагоги осуществляют психолого-педагогическое сопровождение вновь
поступивших детей и наблюдение за их поведением, при необходимости корректируют
длительность пребывания адаптирующегося ребенка.
Обязательными на этом этапе является отслеживание состояние здоровья детей,
нервно-психического уровня, уровня развития культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания.
5

Кроме того, специалисты ДОУ постоянно консультируют родителей по возникающим
у них вопросам и разрабатывают индивидуальный режим для каждого ребенка.
По окончании этого этапа педагоги оформляют листки адаптации.
3. На этапе анализа и выводов (с сентября по октябрь) обеспечивается обработка
результатов: анализ адаптационных листов (Приложение № 2), оценка уровня нервнопсихического развития воспитанников.
С дошкольниками, у которых выявлена тяжелая степень адаптации, проводится
индивидуальная работа.
В заключение подводится итог адаптации и результаты представляются на
родительском собрании и на Педагогическом совете.
Таким образом, четкая профессионально-слаженная и продуманная работа
педагогов-психологов, педагогов, участие родителей и благополучный микроклимат
становятся залогом оптимального течения адаптации детей.

6

Модель взаимодействия специалистов МБДОУ № 30 и семьи
в период адаптации ребенка к условиям детского сада

7

Заведующий
- Комплектование группы;
- Заключение договоров с
родителями;
- Обеспечение кадровых и
материально-технических
условий;
- Контроль качества
организации адаптационного
периода;
- Контроль посещаемости и
заболеваемости

Медицинская сестра
- Изучение амбулаторных
карт;
- Скрининг-тесты;
- Наблюдение за
самочувствием ребенка (сон,
аппетит, стул, температура
тела);
- Рекомендации родителям,
педагогам;
- Контроль санитарных
норм;
- Контроль динамики
физического развития;
- Витаминотерапия, прием
адаптогенов.

Воспитатель

Семья

- Установление контактов с
родителями
- Анкетирование родителей;
- Создание развивающей среды;
- Наблюдение за детьми: ведение
«Листа адаптации», ведение
ежедневного журнала утреннего
приема ребенка;
- Игры и упражнения с детьми;
- Развитие культурногигиенических навыков у детей;
- Организация двигательной
активности;
- Консультирование и беседы с
родителями;
- Информация о достижениях
ребенка.

- Прохождение с ребенком
медицинской комиссии;
- Подготовка ребенка к
поступлению в детский сад:
соблюдение режима дня, привитие
культурно-гигиенических навыков,
расширение круга общения с
людьми и т.д;
- Посещение с ребенком группы (в
первые дни адаптации);
- выполнение рекомендаций
специалистов детского сада.

РЕБЕНОК

Музыкальный
руководитель

Педагог-психолог

- Изучение амбулаторных карт;
- Диагностика социальнопсихологической адаптации;
- Профилактика
психоэмоционального состояния:
песочная терапия,
музыкотерапия, арт-терапия,
релаксация и др;
- Игровая деятельность;
- Психолого-педагогическая
профилактика: консультации и
беседы с родителями,
педагогами, медперсоналом;
- Анкетирование родителей;
- Наглядная агитация.

- Организация игровой
деятельности, занятий,
досугов, праздников,
развлечений;
- Музыкотерапия;
- Организация двигательной
активности;
- Здоровьесберегающие игры;
- Консультирование родителей,
индивидуальные беседы

8

Старший воспитатель
- Методическое
сопровождение;
- Создание организационносодержательных условий;
- Координация действий
педагогического персонала;
- Участие в организации
развивающей среды;
- Консультирование,
организация семинаровпрактикумов по вопросам
адаптации;
- Подготовка материалов по
результатам адаптации.

1.3. План психолого-педагогической деятельности
в адаптационный период
Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих
успешной адаптации детей к детскому саду.
Задачи:
 расширить представление родителей и педагогов о факторах эмоционального и
социального развития детей в период адаптации;
 способствовать организации и проведению профилактических мер в адаптационный
период;
 обеспечить психологическую поддержку и помощь детям, сложно привыкающим к
детскому саду.
Направления работы

Ответственный
с детьми

Поэтапный прием детей в группу

Воспитатель, медсестра

Сопровождение режимных моментов

Воспитатель, младший
воспитатель
Заведующий, медсестра
Воспитатель, младший
воспитатель
Педагог-психолог

Наблюдение за ходом адаптации.
Проведение адаптационных игр (Приложение №4)
Посещение сенсорной комнаты в кабинете педагогапсихолога
Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией:
сказко-терапия, арт-терапия, игры с водой, песочная
терапия, релаксационные и дыхательные техники
Заполнение листов адаптации

Воспитатель,
педагог-психолог

воспитатель

с родителями
Заполнение социальных анкет (Приложение №1)
Групповое консультирование родителей и практикум по
теме адаптации
Индивидуальные консультации для родителей детей с
тяжелой адаптацией
Подготовка информационного материала на
официальном сайте МБДОУ № 30
с воспитателями
Экспресс-обзор группы раннего возраста с участием
администрации, специалистов ПМП консилиума и воспитателей.
Групповая консультация по теме "Адаптация в детскому
саду"
Оформление рекомендаций по работе с детьми в
адаптационный период (информационный стенд)
Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов
по проблеме адаптации и особенностям
психофизиологического развития детей в дошкольном
возрасте

9

родители
воспитатель
Воспитатель,
педагог-психолог
Старший воспитатель
Заведующий, старший
воспитатель
Старший воспитатель
Воспитатель, психолог
Старший воспитатель,
педагог-психолог

2. Оздоровительно-профилактическая работа
Мероприятие
Солнечные и
воздушные ванны
Щадящее закаливание

Фитотерапия
(Травяные чаи)
Витаминопрофилактик
а
(поливитамины)
Ионизация воздуха
Массаж стоп «Дорожка
здоровья»

Особенности организации
Ежедневные прогулки,
Соблюдение воздушного режима в группе
(от 18-20 градусов)
Кратковременное облегчение одежды:
закатывание рукавов до локтя, смена
колготок на гольфы или носки. При
температуре воздуха в группе 20-22
градусов
Сквозное проветривание кратковременно 57 мин, в отсутствии детей. Перепад
температуры может достигать 4-5 гр., то
есть опускаться до14-15 град.
Проветривание проводят: утром перед
приходом детей, перед игровой
деятельностью, перед возвращением детей с
прогулки (спальная), во время дневного сна
(группа), после полдника.
Во время второго завтрака

ответственные
Воспитатель,
младший
воспитатель
Воспитатель

После сна
После сна
В спальной во время прогулки включается
ионизатор Лампа Чижевского на 1 час
После дневного сна

медсестра

Лекарственная терапия

Период повышенной заболеваемости
Оксолиновая мазь, санация носоглотки

Натуротерапия

Чесночный медальон, чесночные гренки

Адаптогены

Настой женьшеня, шиповника по
назначению врача
Соблюдение режима проветривания,
влажная уборка
Каждое помещение в теч. 15 мин

Санэпидрежим
Кварцевание

10

медсестра

Младший
воспитатель
Воспитатель
медсестра
Воспитатель,
повар
медсестра
Младший
воспитатель
Младший
воспитатель

3. Обеспечение психологической безопасности
личности ребенка
Мероприятие
Гибкий режим
Комфортная
организация
режимных моментов

Профилактика
психоэмоционального
здоровья
Ароматерапия,
цветотерапия
Песочная терапия,
игры с водой
Музыкотерапия, арттерапия
7. Контроль и
регуляция
психоэмоциональных
и физических нагрузок
Контроль здоровья
самочувствия ребенка
Организация
предметнопространственной
среды
Расширение контактов
с другими детьми и
взрослыми
Семейное воспитание

Особенности организации
Разрабатывается на время привыкания
ребенка к условиям детского сада, в дни
карантинов и периоды повышенной
заболеваемости, на дни каникул,
индивидуальный режим
трудноадаптирующимся детям, по желанию
родителей
Сон-соответствие режиму, проветривание,
ионизация воздуха, психоэмоциональное
состояние ребенка, правильность действий
персонала, быстрота засыпания, охрана сна,
длительность.
Питание – соответствие режиму, нормы,
сервировка, качество обслуживания
взаимодействие взрослых с детьми, привитие
навыков культуры,
Гимнастика, игры на снятие эмоциональной
напряженности, организация свободной
двигательной активности и т.д
Подбор гаммы успокаивающих запахов
(генератор запахов и звуков) и цветовое
решение интерьера для снятия напряжения
Игры с песком и водой отвлекают детей от
неприятных эмоций (центр воды и песка)
Муз.занятия, муз.паузы, игры на детских муз.
инструментах, рисование

ответственные
Педагогпсихолог,
воспитатель,
медсестра,
заведующий,
родители

Воспитатель,
младший
воспитатель

Педагогпсихолог,
воспитатель
Воспитатель,
психолог
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
Воспитатель,
В течение времени пребывания в детском саду педагогиспециалисты
В течение времени пребывания в детском саду Воспитатель,
медсестра
Приобретение необходимого оборудования,
Заведующий ,
пособий, материалов, игрушек. Оформление
воспитатель,
группового помещения. Создание и
родители
наполнение пособиями детских центров игры
и развития
Общение, посещение муз. зала, кабинета
Педагогипедагога-психолога
специалисты,
воспитатель
Возможность присутствия в группе членов
Воспитатель,
семьи, посещение ребенка сестрой или братом родители, члены
из другой группы. Предоставление ребенку
семьи
максимальной свободы для игры

11

4. Оздоровительная направленность образовательного процесса
Привитие привычек к
здоровому образу
жизни

Адаптация

Заболеваемость
Контроль динамики
физического развития
детей, диагностика

Образовательная деятельность,
осуществляемая в режимных моментах
Привитие культурно-гигиенических
навыков – туалет носа, умывание,
подмывание, посещение туалета,
одевание, прием пищи, расчесывание
волос
Контроль эффективности работы
психолого-педагогическое сопровождение
вновь поступивших детей и наблюдение
за их поведением, состоянием здоровья,
при необходимости коррекция
длительности пребывания
адаптирующегося ребенка. Ведение
листов адаптации
Контроль показателей заболеваемости по
группе, средних показателей
заболеваемости одним ребенком
Антропометрические данные.
Диагностика физического,
познавательного, речевого, социальнокоммуникативного, художественноэстетического развития (в конце уч.года)

12

Воспитатель,
младший
воспитатель

Воспитатель,
медсестра

Заведующий,
медсестра
медсестра,
воспитатель

5. Социально-педагогическая и психологическая
поддержка детей и семьи
Мероприятия
Организация игр,
развлечений

Особенности организации
Игры направлены на достижение общего
эмоционального состояния и
удовлетворяющие потребность детей в
аффилиации (принадлежность к общему
кругу общения)

Диагностика
социально-психологической адаптации

Выявление индивидуальных
особенностей детей с отклонениями в
развитии с целью обеспечения
индивидуального подхода («Группа
риска»)
Индивидуальная работа Создание обстановки доверия и
и игры
эмоционального комфорта
Психологопедагогическая
профилактика
Организационнопросветительская
работа

Консультирование родителей и лиц, их
заменяющих, медперсонала и педагогов
по вопросам специфических
закономерностей психологического и
физического развития ребенка
Публикации статей специалистов в
средствах массовой информации,
Наглядная агитация, оформление
информационных стендов, телефон
доверия, официальный сайт МБДОУ №
30, выпуск буклетов, информационных
листов, брошюр и д.п

13

Ответственные
Воспитатель,
педагог-психолог,
муз.руководитель

Воспитатель,
педагог-психолог,
учитель-логопед
Воспитатель,
педагогиспециалисты
Старший
воспитатель,
педагогиспециалисты,
воспитатель
Старший
воспитатель,
заведующий,
воспитатель,
педагогиспециалисты

ПРИЛОЖЕНИЯ

14


Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».