20.01.2020
Оптимальная организация предметно - развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать разные виды активности дошкольников (физической, игровой, познавательной, продуктивной и т.д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, должна основываться на ряде факторов:
· содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
· ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
· учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
· учитывается возрастная и гендерная адресность оборудования и материалов.
Анализ научно-методической литературы и программно-методического обеспечения по изучаемой теме позволил выявить проблемные стороны организации предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода. Рассмотрим их.
Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.
Именно наблюдения, исследования, передовой педагогический опыт по вопросу организации предметно-развивающей среды выявили, что укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания так называемых «девчоночьих» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочитают мальчики.
Основные ориентиры, организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:
1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых центров так называемых «уголков» для девочек и мальчиков. Однако в построении пространства и его наполнении содержанием не учитывается соотношение количества мальчиков и девочек, так например, группу посещает 35% девочек, соответственно 65% мальчиков, а уголок для сюжетно-ролевых игр для девочек занимает большую часть пространства, что ущемляет интересы мальчиков и замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности. Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды: материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики (игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), должны располагаться в группе по обоюдной договоренности.
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста можно использовать маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, в раздевальной комнате шкафы можно украсить двумя цветами - для мальчиков и девочек, также предметные картинки на шкафчиках, при маркировке полотенец, кроваток могут соответствовать половому различию (для девочек и для мальчиков).
Символы (архетипы) для мальчиков:
· Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна, мосты, космические полёты,
· Атрибутика путешествий: колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, ракета и т.д.
· Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд, роботы ...
· Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом;
· Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость;
· Символы победы: флаг, горн, колокол
Символы (архетипы) для девочек:
· Символы жизни и материнства: яйцо, птенцы, колыбель, куклы, коляски;
· Символы женственности (нежности, изящества, лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы, принцессы;
· Символы женской красоты: цветы, шляпы, броши, бусы;
· Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, чайник, пирог;
· Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы
При этом необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению. Так, например, исследователями было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Исследователи считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому можно использовать более светлую и более яркую вариативность цветовой гаммы для мальчиков и девочек.
Гендерная социализация ребенка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют сумочку доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам.
3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Они охватывает как горизонтальные, так и вертикальные пространства.
Игры мальчиков более активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Поэтому рекомендуется минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы.
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр необходимо насыщать материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше – их назначением. Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков необходимо приобрести различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями.
С учётом вышеперечисленных основных ориентиров в организации предметно-развивающей среды, мы должны проанализировать предметно-пространственную среду своей группы и прийти к мысли о необходимости её корректировки, с точки зрения, асимметрии в распределении пространства и его содержания с учетом гендерного подхода. Данный факт не должен оставаться без внимания.
Важное место при гендерном подходе занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изотворчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение уголка изотворчества. Появляются места для рисования в индивидуальном решении для мальчиков и девочек. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:
– разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов (например, для мальчиков – в виде ракеты, для девочек – в виде вазочки);
– салфетки ( например, для мальчиков - с узорами в клетку и линию, а для девочек – с цветами);
– кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых цветов девочек;
– раскраски с различными изображениями (красавиц для девочек и рыцарей, транспорта для мальчиков);
– трафареты с изображением предметов мужского (машины, инструменты) и женского (цветы, бабочки) характера;
– рамочки для детских рисунков самых разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно по своему предпочтению выбираются мальчиками и девочками;
– схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 29.07.2024
Дата публикации: 20.01.2020