13.01.2020
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Структура искусствоведческого рассказа:
- сообщение названия картины
- сообщение фамилии художника
- о чём написана картина
- что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
- как оно изображено (цвет, построение, расположение)
- что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
- что красивого показал своим произведение художник
- о чём думается, что вспоминается
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью и эмоциональными ассоциациями, необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Структура рассказа-образца:
- название картины
- кто написал
- о чём произведение
- какими красками написано
- какое в нём передано настроение
- что особенно понравилось
- какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.
Второй этап
Задачи:
- развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
- выделять выразительные средства,
- формировать умения «читать» картины,
- мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
а) «Что изменилось на картине между людьми и предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения
Структура постановки вопросов:
- Что понравилось на картине?
- Почему она понравилась?
- Чем она понравилась?
Третий этап
Задачи:
- Формирование творческого восприятия картины.
- Сравнение изображенного с личным опытом
- Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале, дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 29.07.2024
Дата публикации: 13.01.2020