Младшая группа (3-4 лет) | Мотив оценки художественного произведения носит предметный или сюжетный характер - дети лишь перечисляют изображения, затрудняются дать развернутый рассказ по картине. Оценка произведения ограничивается практической направленностью («Яблоко на картине понравилось, потому что оно вкусное»). Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть. что и как изобразил художник в рисунке. При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов и явлений в произведениях искусства. Детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации. На первом этапе только рассматривают иллюстрации, затем они овладевают умением выделять средства выразительности. Педагог показывает, как художник изобразил цветущий луг, падающий снег. Дети рассказывают, что изображено, называют средства выразительности (мышка бежит, колобок поёт, медведь слушает и т.д). На таких занятиях надо подбирать иллюстрации, на которых персонаж изображен крупным планом. В дальнейшем педагог должен создавать условия для рассматривания детьми иллюстраций в их самостоятельной художественной деятельности. |
Средняя группа | Дети понимают содержание произведения, видят и называют некоторые выразительные средства (форму, цвет, сочетание цветов, некоторые композиционные приемы), но оценка носит поверхностный характер. Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму. Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения. На пятом году ребенок начинает выходить за пределы окружающей его действительности. Ребенку становится интересным весь мир. Но для того, чтобы малыш мог проникнуться чувствами и переживаниями, которые царят в окружающем мире, необходимо отобрать содержание, которое доступно его пониманию. Рекомендуется начать работу с постепенного погружения малышей не в реальный , а вымышленный мир сказочных персонажей. При рассматривании иллюстраций необходимо добиться, чтобы дети поняли, что в произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение. |
Старшая группа | Дети уже улавливают не только внешнюю характеристику художественного образа, элементарно понимают замысел художника, эстетически переживают, наслаждаются его красотой. Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами. У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность. В старшей группе детей продолжают знакомить с творчеством художников – иллюстраторов детской книги Ю.Васнецовпа, Е. Рачёва, Е. Чарушина и т. д. После чтения художественного произведения педагог организует рассматривание иллюстраций, рассказывает, как художник изобразил персонажей, какие средства выразительности использованы. Каждый художник имеет свой оригинальный почерк, своё видение окружающего мира, своё понимание образа. Начиная со старшей группы, детей знакомят с произведениями живописи: портретом, пейзажами. Педагог учит их видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник изображая природу (радость, грусть). Можно организовать рассматривание 2-3 картин разных художников с изображением одного и того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. |
Подготови-тельная к школе группа | Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях. У них формируют понятия «хороший», «красивый». Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ. В подготовительной группе продолжается работа по закреплению представлений об иллюстрациях к детским книгам Ю.Васнецова, В.Лебедева, Е. Чарушина, Е.Рачёва. В. Конашевича. Продолжается знакомство дошкольников с произведениями живописи: «Золотая осень» И.О. Остроухова «Золотая осень» И.И. Левитана «Мартовское солнце» К.Ф.Юона «Февральская лазурь» - И.Э. Грабаря «Голубая весна» Башкеева и др. Программные произведения: «Рожь» И. Шишкин «Алёнушка» - В. Васнецов «Богатыри» - В. Серов. И. Айвазовский, В. Васнецов, И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин и др. |