Комплекс готовности к школьному обучению

01.01.2017

Комплекс готовности к школьному обучению

Основные критерии и параметры готовности ребенка к обучению зависят от понимания самой ее сущности. Существует два подхода — направления, внутри которых представлены разнообразные, а иногда и противоречивые точки зрения.

Первый подход можно назвать педагогическим.

Его сторонники определяют готовность к школе по сформированности у дошкольника учебных навыков: умения читать, считать, рассказывать стихи и т.д. Такой подход, по крайней мере, по двум причинам непродуктивен:

во – первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, и не дает никакой информации о потенциальных возможностях ребенка;

во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, он не учитывает индивидуальные особенности психики ребенка, соответствие его физиологического развития психологическому возрасту и не позволяет прогнозировать качество темп и особенности усвоения знаний конкретным ребенком.

Тем не менее именно такой подход преобладает в настоящее время среди учителей. В результате умеющий читать и считать ребенок оказывается часто невнимательным, сверхподвижным, быстро утомляется и испытывает огромные трудности при систематическом обучении.

Второй подход можно назвать психологическим

Его суть в том, что готовность к школе принимается как результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. Этот подход нельзя назвать универсальным, но тем для определения готовности, за всеми ними лежит общее теоретическое представление.

Психологический подход выявляет зависимость уровня готовности ребенка к школе от множества факторов:

образовательного уровня родителей,

состава семьи,

методов воспитания,

состояния здоровья ребенка,

особенностей его развития (начиная с внутриутробного) и т. д.

Учитывается и такой важный момент, как трудность адаптации к новым условиям и требованиям, которые испытывают практически все

дети - «ощущение неопределенности», связанное с совершенно новой

жизнью в школе, вызывающее тревогу и ощущение дискомфорта, те. психологическую напряженность. К тому же ломка прежних стереотипов,

снижение двигательной активности, увеличение умственных нагрузок

обуславливают физическое перенапряжение.

И если одни дети достаточно быстро и успешно преодолевают возникшие трудности, то для других, менее готовых к школе, эти нагрузки могут оказаться запредельными и приводят к нарушениям физического и психического здоровья.

Поэтому мы предлагаем следующие основные

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКАК ОБУЧЕНИЮВ ШКОЛЕ

Их можно представить в виде суммы трех составляющих:

- физиологическая готовность организма, его зрелость,Хочу такой сайт

- психологическая готовность,

- личностная готовность, уровень социализации.

Зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребенка чрезмерно обременительными. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребенка в течение дня, недели или обратный показатель — его утомляемость.

Психологическая готовность — это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Она обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения.Основными критериями готовности здесь выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, способность к развитию речи.

Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы:

Способность ребенка соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривать как «инструмент» для успешного усвоения учебных знаний и умений, то базой для их успешного овладения является умственное развитие ребенка, т. е. определенный запас сведений об окружающем мире: о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.

Личностная готовность включает в себя желание ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность. Появление такого желания к концу дошкольного возраста связано с тем, что ребенок, осознавая свои возросшие возможности, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Ребенок психологически перерастает игру. Положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Впрочем, этот подход к определению готовности ребенка к школе не единственный. Познакомимся еще с одним, основанным на несколько иных позициях.

Рассматривая дошкольное детство как важнейший период в жизни ребенка (познания мира человеческих отношений, первоначального становления личности), некоторые исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу у ребенка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, формируется самооценка, происходит усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.

Основным новообразованием дошкольного возраста, по их мнению, является комплекс готовности к школьному обучению:

- когнитивная готовность,

- уровень эмоционального развития,

- технологическая оснащенность,

- личностная готовность.

Коммуникативная готовность определяется способностью ребенка нормально взаимодействовать с людьми по определенным правилам и нормам.

Другими словами, старший дошкольник уже должен понимать, что его сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как он сам, должен научиться «вчувствоваться» в состояние окружающих и адекватно реагировать на переживания других.

К 6 - 7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы становятся под индивидуальный контроль.

Под когнитивной (познавательной) готовностью подразумевается соответствующий уровень развития познавательных процессов; внимания, мышления, памяти, воображения. Все это связано с игрой. По представлениям известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, дошкольник находится на второй стадии умственной активности. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление у дошкольника еще не сформировалось.

Уровень эмоционального развития. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир.К началу школьного обучения ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами, у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (т. е. достаточная сопротивляемость возникающим препятствиям и возможным неудачам), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Технологическая оснащенность. Включает минимум знаний, умений, навыков (ЗУН) позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Однако психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение. Например, у В. Давыдова читаем: «Главный аспект познавательной готовности — высокий уровень развития воображения».

Воображение же развивается и в игре. Основная единица игры — это мнимая ситуация. Существенным моментом для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой.

Л. Выготский говорил о расхождении видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, что является значимым по смыслу, а не по свойствам. Ребенок открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение (действие в смысловом поле), которое является предпосылкой мышления.

Личностная готовность ребенка заключается в готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархии мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Р. Айзман, Г. Жарова, Г. Вартапетова, Е. Петрова.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».