ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
27.04.2020
С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые
для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин), вода
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды
(растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно
растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет,
листья и стебель потеряют упругость) Результаты наблюдения за состоянием
растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели.
Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение
без воды жить не может.
НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды,
необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона,
две емкости с землей.
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают
горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта
через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают
колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету
позеленел – значит, в нем образовалось питание)
МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе,
дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети
определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании
воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают
через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать
через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается
гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые
дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином,
ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод:
листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были
смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
ЕСТЬ ЛИ У РАСТЕНИЯ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ?
Цель: Определить, что все части растения участвуют
в дыхании.
МАТЕРИАЛ: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке,
трубочка для коктейля, лупа.
ХОД: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья во внутрь
растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети
рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду
(наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт
«Сквозь лист»: наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см.
вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду. Плотно
замазывают отверстие бутылки пластилином, как пробкой. Здесь же проделывают
отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды,
закрепляют соломинку пластилином. Встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки
воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как
видно выделение пузырьков в воду из стебля.
КОМУ ЛУЧШЕ?
ЦЕЛЬ: Выявить благоприятные условия для роста и
развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы
ухода за растениями.
ХОД: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не
могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани
в разные емкости – с водой, с почвой. Наблюдают за ними до появления первого
нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде
модели зависимости растения от почвы (у растения в почве новый лист появляется
быстрее, растение лучше набирает силу, в воде растение слабое)
ЛАБИРИНТ
ЦЕЛЬ: Установить, как растение ищет свет.
МАТЕРИАЛ: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта;
в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.
ХОД: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место,
отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии
ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные,
искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением
цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны).
Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЯМ?
ЦЕЛЬ: Установить необходимость света для питания
растения
МАТЕРИАЛ: Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, толстянка),
лейкопластырь
ХОД: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа
не будет попадать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей
проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к
источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают, дети делают вывод:
без света питание в растениях не образуется.
ФАБРИКА ПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ: Определить, что растение может само себя
обеспечивать питанием.
МАТЕРИАЛ: Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом,
герметичная крышка.
ХОД: Внутрь большой прозрачной емкости дети помещают черенок растения в воде
или растение в небольшом горшочке. Почву поливают. Емкость герметично закрывают
крышкой, ставят в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдают за
растением. Выясняют, почему оно не погибло (растение продолжает расти, на
стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Растение
кормит само себя.