Игры на формирование чувства собственной безопасности
29.04.2020
Игры
на формирование правовой культуры
![]() |
Игры,
знакомящие детей со службами экстренной помощи
Игры, способствующие адаптации человека в
социальном мире
«Я имею право...»
Цель.
·
Расширить
область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных
картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением
ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет
в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры
Дети поочередно выбирают те картинки,
которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею
право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные
обсуждают правильность принятого решения.
«Я
не должен...»
Цель.
·
Учить
разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
·
Совершенствовать
знания детей о социальных нормах.
Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с
приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок;
ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например,
изображение знака «-»).
Ход игры
Дети раскладывают около шаблона те
картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между
людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем
объясняют свой выбор.
«Скорая
помощь»
Цель.
·
Учить
детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по
телефону 03.
Материал. Игрушечная машина «Скором помощи».
Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с
градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца)
и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.
Ход игры
На столе разложены сюжетные картинки.
Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной
службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и
забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей».
Остальные обсуждают действия бригады
«Скорой помощи».
«Помогите! Милиция!»
Цель.
·
Сформировать
представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного
аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок
с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих
вмешательства милиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое.
Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с
номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки
с
изображением телефона около картинок
с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции. После игры дети обсуждают
результаты действий каждой команды.
«Если
возник пожар»
Цель.
·
Знакомить
детей с правилами безопасного обращения с огнем.
·
Закрепить
знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре -
воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая
последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку
и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он
выбывает из игры, а шар переходит к
педагогу.
Воспитатель.
Этот шар
в руках недаром.
Если
раньше был пожар,
Ввысь
взмывал сигнальный шар –
Звал
пожарных в бой с пожаром.
Где с
огнем беспечны люди,
Где
взовьется в небо шар,
Там
всегда грозить нам будет
Злой,
безжалостный ..,
(передает
ребенку воздушный шар)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
Раз,
два, три, четыре
у кого
пожар ...?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым
столбом поднялся вдруг.
Кто не
выключил …?
Ребенок. Утюг (Передает шар.)
Воспитатель.
Красный
отблеск пробегает
Кто со
спичками …?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель.
Стол и
шкаф сгорели разом.
Кто
сушил белье над …?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель.
Пламя
прыгнуло в траву.
Кто у
дома жег ...?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым увидел
- не зевай и пожарных …
Ребенок. Вызывай. (Передает шар )
Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер -
...!
Ребенок. Ноль один.
«Если
чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель.
·
Учить
детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной
квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают
ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом
посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его
открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации
Примерные ситуации:
- почтальон принес срочную
телеграмму;
- слесарь пришел ремонтировать кран;
- милиционер пришел проверить
сигнализацию;
- медсестра принесла лекарство для
бабушки;
- мамина подруга пришла гости;
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
- незнакомые люди просят оставить
вещи для соседей;
- женщине нужно вызвать «Скорую
помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с
разными участниками.
«Куда
бежать, если за тобой гонятся»
Цель.
·
Научить
детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал. Картинки с изображением парка,
безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.
Ход занятия
Дети рассматривают картинки,
высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от
преследователей.
«Купание
в море»
Цель.
·
Предостеречь
детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.
Материал. Игрушки
(разложены на полу) – на каждую пару детей.
Музыкальное оформление. Аудиозапись
«Шум моря».
Перед тем как «войти в воду», дети
выполняют несколько гимнастических упражнений.
«Войдя в воду» они распределяются по
парам (один исполняет роль взрослого, другой – ребенка) и берутся за руки.
«Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы
поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только
закрыв рот.
Затем «ребенок» выполняет следующие
упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5,
встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под
«водой».
Дети в парах меняются ролями.
«Съедобный
грибок положи в кузовок»
Цель.
·
Закрепить
знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал.
Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи).
Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.
Ход игры
Картинки с грибами (муляжи) разложены
под «деревьями».
Дети собирают в корзину только
«съедобные грибы».
По окончании игры воспитатель достает
из корзины поочередно все грибы, дети называют их.
«Снежная королева»
Цель.
·
Помочь
ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку
Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было
зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и
безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой
сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки,
в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом
человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть
внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше
хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец
описания двух-трех детей.
После игры дети пытаются рассказать,
какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз,
отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть
больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть
очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Угадай,
кто это»
Цель.
·
Учить
мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные
особенности.
·
Ход игры
Воспитатель выбирает одного ребенка -
рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает
кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным
занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым,
выводит ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за
руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте,
дети,
Станьте
в круг,
Станьте
в круг,
Станьте
в круг.
Я твой
друг
И ты
мой друг,
Добрый,
добрый друг!
Ля-ля-ля,
ля-ля-ля.
На слова «ля-ля-ля» все
хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка»
занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.
«
Колобок»
Цель.
·
Развивать
коммуникативные навыки, воображение.
·
Работать
над выразительностью речи.
Ход игры
Дети стоят в кругу и катают друг
другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь
вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я
знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне
в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок
передает «Колобка» другому игроку.
Вариант. Можно предложить каждому
ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к
«Колобку».
«Поводырь»
Цель.
·
Развивать
чувство ответственности за другого человека.
·
Воспитывать
доверительное отношение друг к другу.
Материал. Повязка на глаза -по количеству пар
детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия».
Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза
повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через
кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Игра-упражнение
Цель.
·
Продемонстрировать
детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры
Каждое упражнение выполняется 2-З минуты.
Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель.
·
Закройте
глаза, протяните навстречу друг
другу руки, «познакомьтесь» одними
руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
·
Вытяните
руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
·
Ваши
руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят
прощения, вы расстаетесь друзьями.
После игры с детьми обсуждается,
какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в
ходе упражнения.
«Помоги
се6е сам»
Игра-упражнение
Цель.
·
Обучать
детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры
Воспитатель предлагает:
·
медленно,
глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
·
«занять
делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
·
«занять делом» все тело: побегать, попрыгать,
понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших
затрат энергии);
·
«найти
занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.
«Нарисуй
узор»
Цель.
·
Побуждать
к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал. Бумажный шаблон варежки – на
каждого ребенка. Набор карандашей –на каждую пару.
Ход игры
Дети разбиваются на пары. Воспитатель
раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так,
чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в
котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель.
·
Развивать
навыки сотрудничества.
Ход игры
Дети, разбившись на пары, ложатся на
живот напротив друг друга. Между их
головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать
и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с
этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч
до
трех, четырех, пяти человек.
«Цветик-семицветик»
Цель.
·
Побуждать
детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
·
Поощрять
желание заботиться о других.
Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги
со съемными лепестками.
Ход игры
Дети распределяются на пары. Каждая
пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом
общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания,
которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее,
заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
«Приятные
воспоминания»
Цель.
·
Формировать
умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих
переживаниях, если собеседник еще не высказался.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди
рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели
лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет
слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6ивая друг друга.
После того, как все выскажутся,
педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом
Сережа?») Правильный ответ поощряется.