Тема: «Шахматная доска».

20.07.2020

Ход организованной образовательной  деятельности

 

 

Родитель:   встречает детей в костюме клеточки 

 

Родитель:  Здравствуйте ребята,  давайте с вами  познакомимся:

У меня есть волшебный кубик, (показывает кубик черно - белый) тот, кому я его брошу, называет свое имя.

 (Родитель:   кидает кубик каждому ребенку по очереди, ребенок называет свое имя)

Родитель: Ребята,  меня зовут Клеточка. Я приехала  к вам  из Шахматной страны и приглашаю вас в путешествие. Вы согласны отправиться со мной?

Дети:  Да!!!

Родитель: Итак, наше путешествие начинается!!! Давайте пройдем к столу.

(Родитель:   берет детей за руки и ведет к первому столу.)

Родитель:  Это Шахматная беседка.  Посмотрим, что же у нас здесь.

(На столе лежит  большая квадратная доска с множеством темных н светлых клеток.)

Родитель:  Это шахматная доска. На ней ведется шахматное сражение. Что вы видите на доске?

 (Ответы детей)

Родитель:  Одинаковые ли эти квадратики?

(Ответы детей)

Родитель:  Чем они отличаются?

(Ответы детей)

Родитель:  Вы правы по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются  друг от  друга - белые и черные клеточки.  А называются они поля. Светлые квадратики – белые поля. Темные квадратики – черные поля.  Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их. Сколько у вас получилось белых квадратиков?

(Ответы детей)

Родитель:  А сколько черных?

(Ответы детей)

Родитель:  Видите и белых и черных одинаковое количество -32, а всего их 64 штуки. Или как правильно сказать 64 поля. А теперь запомните : Шахматная доска - это 64 клеточки.

(Под доской  лежит  лист из  тетради.    Дети находят его, клеточка (Родитель:  )   читает):

Родитель:  "Загадки из тетрадки".  Это  листок из тетрадки моего друга Загадая.  Хорошо, что вы нашли ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий.  Наше путешествие становится все интереснее. Будем  понемногу решать их и научимся играть в шахматы. Начнем?

 

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Родитель:  Итак, первый вопрос.

1. Покажи шахматную доску?

2. Покажи  какое-нибудь белое поле?

3. Покажи  черное поле?

4. Какие поля больше: белые или черные?

5. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная?

6. Какая форма у шахматного поля?

7. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

8. На каких полях ничего не растет?

9. Из каких досок не строят теремок?

10. В каких клетках не держат зверей?

11. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

12. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ...

Раздался голос Короля:

Найдите на доске ...

13. О какой игре идет речь в  стихотворении:

 

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

 

Родитель:  Какие мы молодцы!!!! Со всем справились!!! Продолжаем путь!!!

(Родитель:  берет детей за руки и ведет ко второму столу)

Родитель:  А вот и наша вторая остановка.

(Второй стол линии, возле стола стоят 2 стула)

Родитель:  В шахматы обычно играют два противника. Их еще называют партнеры. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... Как нам правильно сесть за шахматную доску?

(Родитель:   усаживает  за стол девочку, с противоположной стороны стола  садится сама).

Родитель:  Белое поле справа, – слова воспитателя

Родитель:  Как правильно поставить шахматную доску? Вам  надо запомнить одно важное правило: поле а1, должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.

Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?

Дети: 4/4

Родитель:  А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?

Дети: 8

Родитель:  Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

Дети: нет.

Родитель:   Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…..8-я).

Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.

(Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.)

Родитель:  Правильно, и как называются эти линии……

Дети: ответы детей…….

Родитель:  ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.

Их на доске, как и горизонталей, также восемь.

Горизонтальные линии имеют обозначение цифр….., а вертикальные линии?

Дети: буквами.

Родитель:  Правильно буквами ( a,b,c,d,e,f,g,h). Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть. У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е а-ш. Запомните правило: сначала буква, потом цифра!

 (Родитель:   достает из под доски листок с загадками и  два небольших конверта)

Родитель:  Что это? (ответы детей)

Дети: Это   листок/ конверты  

Родитель:  Как вы считаете, откуда все это?Хочу такой сайт

Дети: из  тетрадки   Загадая (иные ответы детей).

Родитель:  Правильно,  из  тетрадки   Загадая,  Давайте посмотрим, что он приготовил нам на этот раз.

 

Родитель:  (читает):

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Игра-эстафета   "Волшебные линии".

Задача: собрать из линий шахматную доску.

Делим детей на две команды. Родитель:  раскладывает на столе вертикальные, горизонтальные линии перемешав их.

Родитель:  Итак, ребята, давайте разделимся на две команды.  И поиграем!!! Команда, выполнившая задание – поднимает руки!!! (распечатывает конверты и достает линии). Кто мне напомнит, что нам нужно сделать с линиями?

Дети: собрать шахматную доску

Родитель:  Все готовы?

Дети: Да!!!!

Родитель:  1,2,3   -  начни!!!!

(дети собирают из линий шахматную доску)

Родитель:  Какие мы молодцы!!!  Со всем справились.

А сейчас давайте еще немного разомнемся!!!

Физминутка:
 
Родитель:  А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, встаньте в круг.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
В путь мы снова все спешим.        (садятся за столы)

ДИАГОНАЛЬ

Родитель:  Продолжаем путь. (Родитель:  берет детей и ведет к третьему столу).

Родитель:  Давайте посмотрим, что нас ждет здесь…

 (На столе лежит указка, воспитатель берет ее в руки  и спрашивает):

Родитель:  Ребята, а вы знаете, что это за палка?

Дети: Не палка, а указка.

Родитель:  Она нам пригодится – подтвердила Клеточка.

Родитель:  Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.

(Родитель:   показала самые короткие диагонали).

Родитель:     Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей.

(имя. …..) покажет нам большую белую диагональ.

Родитель:  Вот вы и познакомились со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь посмотрим,  где же  центр.

Родитель:  Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных. Давайте их покажем покажи центр (опросить 2-3 ребенка).

 

(Под центром аккуратно спрятаны задачки и Родитель:   их достает).

Родитель:  Ого!! Что это!!! Снова задачки!!! Давайте посмотрим!!!!

 

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Родитель:  Первый вопрос.

1. Покажи какую-нибудь диагональ,

 Покажи большую белую диагональ.

Сколько в ней полей?

2. Покажи большую черную диагональ.

Сколько в ней полей?

3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?

4. Покажи одну из самых коротких диагоналей.

Сколько в ней полей?

5. Покажи диагональ из трех полей.

Покажи диагональ из  четырех полей.

Покажи диагональ из  пяти полей.

Покажи диагональ из  шести полей.

Покажи диагональ из  семи полей.

Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?

6. Покажи центр.

Сколько в нем полей?

7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?

8. Сколько белых полей в центре?

А черных?

9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

 

Родитель:  Какие вы у меня молодцы!!!!  Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.  Давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, как выглядят шахматные фигуры.  (Родитель:   рассаживает детей на стульчики и рассказывает по слайдам).

Родитель: 

 

Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

 

Родитель:  Ой, ребята, смотрите, что это?

(Родитель:   указывает в сторону большой шахматной доски.)

Дети:  это шахматная доска.

Родитель:  Это же какими должны быть фигуры, что бы играть на этой доске?  Ребята, я предлагаю вам побыть шахматными фигурами, у меня даже костюмы имеются.

(Родитель:   помогает надеть детям накидки с изображением шахматных фигур.)

Родитель:  Итак, всё шахматное войско перед нами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

(Дети пробуют ходить как фигуры.)

Родитель:  Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

Но не огорчайтесь , увлекательные шахматные сражения не утихают  в течении многих столетий, приоткрывая своим поклонникам все новые и новые  тайны.

В заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Покажите, пожалуйста, белое поле, пройди по нему (имя….), черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

- Сколько всего полей на шахматной доске?

- Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?

- Как правильно сесть за шахматную доску?

- Сколько в центре полей? Какие?

- Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?

- Сколько на доске горизонталей?

-Сколько вертикалей всего?

- Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

- Покажи черную диагональ из 5-ти полей.

- У какой фигурки головка круглая?

- У какой фигуры на верхушке маленький шарик?

- Какая фигура выше: пешка или ладья?

- Какая фигура ниже: слон или ферзь?

- Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?

На этом наши приключения  подошли к концу. Давайте снимем костюмы. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие   (Родитель:  помогает детям снять костюмы и дарит медали). До свидания.

Наверх

данные

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».